16.05.2016 ГОД КОНСПЕКТ НОД "Тема: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Документы для скачивания
Возраст детей: 5-6 лет.
Образовательная область: Речевое развитие.
Тема: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Цель: дать детям понятие, что такое устное народное творчество.
Задачи:
- закрепить знание о русских народных сказках через различные формы работы: дидактические картинки, прослушивание ауди-записей фрагментов из сказок, складывание фрагмента сюжета сказки из разрезных картинок.
- способствовать становлению и развитию монологической и диалогической речи у детей с ОНР; развивать самоконтроль при произношении уже поставленных звуков и проговаривании окончаний слов;
- продолжать обогащать знания детей о литературных произведениях Белгородского края через драматизацию сказки «Почему?» (И. Колесник); формировать умение у детей работать в паре.
- воспитывать любовь к устному народному творчеству и интерес к жизни Белгородской области.
Оборудование и материал: наглядно-схематическая модель для составления описательного рассказа о русской народной сказки; ауди-запись фрагментов русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Козлятки и волк», «Хвосты»; дидактические картинки «Герои русских народных сказок»; костюм для Кузи, бутафорский сундучок, бутафорская грядка, корзинка; материал к рефлексии «Сказочный герой».
Ход работы:
- Мотивационно-ориентировочный этап.
В.: Дети, а знаете ,в какой стране мы живём?
Д.: Мы живем в стране России.
В.: Правильно, мы живём в России. Как называются жители нашей страны?
Д.: Жители нашей страны - россияне.
В.: Правильно. Россия - большая страна, и её населяет много народов. А на каком языке
говорят россияне?
Д.: Жители нашей страны разговаривают на русском языке.
В.: Красив, могуч наш русский язык, В древние времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та - своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли устами. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
( Стук в дверь. Входит домовёнок Кузя. В руках сундук. Плачет ).
В.: Кто это к нам пожаловал?
К: Вы меня узнали?
Д.: Это домовенок Кузя!
В: Почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?
К: У меня большое горе, только вы можете мне помочь. Баба яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки, какие хранились в моём сундучке, посмотрите!
(Кузя раскрывает сундучок и показывает «заколдованные» картинки).
В.: Придётся помочь Кузе. Ребята, а как же мы сможем помочь Кузе?
Д.: сначала следует угадать название сказки. Потом – назвать героев сказки. И в конце – рассказать о чем сказка.
(Воспитатель прикрепляет схему описательного рассказа о сказке)
К.: Для этого нам нужно отправиться в чудесную страну сказок, надо произнести волшебные слова:
К.: Сказочное времечко, времечко чудесное
Тихо начинается сказка интересная.
Вот мы в сказочной стране.
На картинки посмотрите, всех героев назовите, что за сказка, подскажите!
К.: о коварная Баба Яга! Вы. Наверно, не справитесь!
(Кузя показывает картинки с изображением героев русских народных сказок.Дети «расколдовывают» сказки с опорой на наглядно-схематическую модель).
Примерные ответы детей.
«Лиса и кувшин»
Это русская народная сказка «Лиса и кувшин». Главные герои сказки – это лиса. Лиса нашла кувшин с молоком в поле. Она сунула голову в кувшин, и ее голова застряла в кувшине.
«Три медведя».
Это русская народная сказка «Три медведя». Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка и Машенька. Однажды Машенька зашла в дом к медведям и начала хозяйничать в их избе.
«Петух да собака»
Это русская народная сказка «Петух да собака». Главные герои этой сказки – петух, собака и лиса. Петух и собака убежали от нерадивого хозяина. А потом собака и петух встретили лису. Она хотела съесть петушка, а петушок ее обманул.
В.: Как вы думаете, ребята, а кто герой этих сказок?
Д.: Главными героями в них выступают звери.
В.: Правильно. Сказки о животных считаются древними. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
В.: Сказки о животных мы расколдовали. Кузя, клади свои сказки в сундук.
К.: Ой, спасибо, молодцы! Мои любимые сказки о животных!
В.: А мы отправляемся дальше. Ребята, посмотрите что это? (показывает на разрезные картинки, на русские народные сказки «По щучьему велению», «Царевна-Лягушка»).
А как мы с этим заданием справимся?
Д.: Чтобы справиться с заданием, нужно собрать кусочки сказки и угадать название сказки.
В.: Делимся на две подгруппы ребята. Раз, два, три сказку собери!
В.: Расскажите, так какой из сюжетов сказки вы собрали?
Примерные ответы детей.
1 ребенок. Мы собрали кусочек из русской сказки «По щучьему велению». Главные герои сказки – Емеля и щука. Емеля говорил «по щучьему велению, по моему хотению…» и щука выполняла все задания Емели.
2 ребенок. Мы собрали фрагмент из русской народной сказки «Царевна-лягушка». Главные герои сказки – это царевна-лягушка и Иван-царевич. Иван-царевич женился на лягушке. А лягушка оказалась заколдованной Василисой Премудрой.
В.: Молодцы! Расколдовали и эти сказки. Бери Кузя и эти сказки в сундучок.
К.: Спасибо, ребята! Молодцы!
И пора нам с ребятами выполнить физкультминутку!
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
В.: Ребята, присядем на полянку и поможем Кузе еще отгадать сказки. Слушайте внимательно!
(Звучат фрагменты русских народных сказок «Хвосты», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Дети угадывают название сказок).
Примерные ответы детей.
1 ребенок. Это русская народная сказка «Хвосты». Главный герой сказки – это трусливый заяц. Он боялся идти на ярмарку хвостов и получил самый маленький хвостик.
2 ребенок. Это русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Главные герои сказок – это семеро козлят и волк. Вол хотел обманом пробраться в избу к козлятам съесть их.
3 ребенок. Это русская народная сказки «Гуси – лебеди». Главные герои сказки – девочка и ее братик маленький. Сказка о том, как девочка спасала своего братика, которого похитили гуси-лебеди.
В.: Кузя, вот еще в волшебный сундук несколько сказок. Ребята, молодцы!
Кузя, но для тебя еще один сюрприз.
Ребенок: Кузя, наши ребята покажут тебе сказку нашей Белгородской области, которая называется «Почему?».
Драматизация сказки «Почему?»
В.: Кузя, тебе понравилась сказка нашего края? Так положи ее к себе в волшебный сундучок.
К.: Спасибо вам ребята, теперь у меня полный сундучок сказок. Спасибо!
(Кузя уходит).
В.: Ребята, скажите, какие сказки мы расколдовали?
(Ответы детей).
В.: Молодцы! Ребята, если вам понравилось, как мы вместе расколдовывали сказки, то положите фишки в кармашек под Иваном-Царевичем. А если вам что-то не понравилось, то в кармашек под Бабой-Ягой.
(Воспитатель спрашивает мнение двух-трех детей).
Последующая работа: продолжать формировать умение узнавать сказку по заданию; упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым предложением. Развивать умение передавать структуру сказки с помощью наглядного моделирования, передавать точно порядок появления героев в произведениях. Проводить индивидуальную работу с детьми в складывании картинок по сюжету сказки.