16.05.2016 ГОД КОНСПЕКТ НОД Тема: «Обрядовая кукла Белгородской области – «Берегиня дома».
Документы для скачивания
Тема: «Обрядовая кукла Белгородской области – «Берегиня дома».
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие
Программные задачи:
-стимулировать проявление познавательного интереса к истории и культуры Белгородской области;
-познакомить с обрядовой куклой Белгородской области – «Берегиней дома» и алгоритмом ее изготовления;
- развивать умение детей поэтапно планировать свою работу;
- продолжать добиваться от детей развернутых предложений при индивидуальных ответах или диалоге;
- воспитывать уважение к семейным традициям.
Оборудование и материалы:посылка,обрядовая кукла Белгородской области, материал, декоративная тесьма, нити, атласные ленты; народная музыка к игре «Хоровод дружбы».
Ход работы.
Дети с воспитателем заходят в групповую комнату, и перед ними стоит посылка. Педагог обращает внимание на посылку.
Воспитатель: Ребята, вчера вечером к нам в группу почтальон принес посмотрите, в нашу группу пришла посылка. Но она не обычная, это посылка из прошлого. А прислала посылку моя прабабушка, которая жила в Белгородском крае. Давайте откроем посылку и посмотрим, что же находится в ней.
Воспитатель распаковывает посылку, извлекает обрядовую куклу и показывает ее детям.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?
(Кукла).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть кукол.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, эти куклы изготовлены на заводах по производству игрушек или сделаны вручную?
(Эти куклы сделаны своими руками)
Воспитатель: Правильно. А почему ты так думаешь?
(Потому что эти куклы изготовлены из обычного материала, сшита иголкой и ниткой, волосы куклы изготовлены из ниток, лапти связаны крючком).
Воспитатель: Ребята, но в посылке еще есть письмо. Что же в нем написала прабабушка? Прочитаем?
Давным-давно, когда не было заводов и фабрик по производству игрушек в Белгородской области, наши предки для своих детей изготовляли игрушки своими руками из различных материалов. В посылке лежит непростая кукла - эта кукла «Берегиня дома», оберег. А как вы думаете, почему ее назвали «Берегиня дома»? От кого и от чего она оберегала дом?
(Эта кукла оберегала дом от болезней и горя).
Воспитатель: Совершенно верно. Эта кукла не только защищала дом и семью от несчастья, но и приносила здоровья и благополучие всем членам семьи. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом.
Воспитатель: Ребята, мы ведь все хотим, чтобы были ваши семьи здоровы и счастливы. Давайте, сейчас мы изготовим собственную куклу «Берегиня дома»?
Воспитатель: Ребята, а как мы ее сможем сделать?
Воспитатель располагает схему последовательного изготовления обрядовой куклы «Берегиня дома».
Воспитатель называет этапы работы:
Воспитатель уточняет этапы работы у 2-3 детей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, каким образом мы будем изготавливать обрядовую куклу Белгородской области «Берегиня дома». Но перед началом работы мы с вами поиграем.
Народная игра «Мы теперь пойдем...»
Встают дети в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:
Мы сперва пойдем направо,
А затем пойдем налево,
А потом в кружок сойдемся
И присядем на немножко.
А теперь назад вернемся,
И на месте покружимся,
И похлопаем в ладоши.
А теперь в кружок все вместе....
(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе).
Воспитатель: Ребята, выберете ткань, ленты по вашему вкусу.
Дети после выполнения физкультминутки проходят за столы и приступают к изготовлению обрядовой куклы Белгородской области «Берегиня дома».
По завершению работы дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, у вас получилась кукла-оберег? А как называлась эта кукла? В какой области была распространена кукла? Как Юля сделала куклу?
Ответы детей.
Воспитатель: У вас получились очень красивые куклы-обереги!А теперь мы с вами заведем хоровод с нашими куклами. Такой хоровод водили давным-давно наши предки.
«Хоровод дружбы»
Дети встают в большой круг, трое встают на середину, берутся за руки и становятся цепочкой. Все поют песню.
Мы за руки возьмемся,
Дети двигаются в одну сторону,
солисты за ведущим идут в другую.
Друг другу улыбнемся,
По кругу мы пойдем!
Все останавливаются. Солисты поворачиваются лицом к детям, около которых остановились, повернувшись спиной к центру круга, ставят руки на пояс.
Привет ребятам нашим
Кланяются детям, напротив которых стоят,
разводя руки в стороны, ладони вперед.
Споем для вас и спляшем,
Выпрямляются и ставят руки на пояс.
Веселый мы народ.
Пойдемте с нами вместе
Солисты берут за обе руки детей,
стоящих напротив них, и ведут их в круг
Пусть звонче льются песни
Солисты и приглашенные дети кружатся парами
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами лежат ленты двух цветов – синего и зеленого. Если вам было интересна наша встреча, понравилось делать своими руками обрядовую куклу, то завяжите на карусели зеленую ленту. А если вам было скучно, не интересно, тогда – синюю ленту.
Дети приступают к оценке своей деятельности. Воспитатель выслушивает ответы детей.
Последующая работа: создание условий для возникновения режиссёрской, сюжетно-ролевой игры с использованием обрядовых кукол. Организация художественной деятельности (рисование, лепка) с данной обрядовой куклой. Использование данного дидактического пособия, как средства формирования навыков составления описательных рассказов о предмете по лексическим темам «Игрушки», «Народные традиции Белгородской области».