"Воспитание отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста", гр. "Колокольчик" (апрель)
Документы для скачивания
Воспитание отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста С первых дней пребывания в детском саду дети находятся в окружении сверстников и поэтому важно, чтобы росла доброжелательность по отношению друг к другу. Дети младшего возраста еще не могут проникнуть в эмоциональное состояние сверстника, испытать те же чувства что и другой ребенок. Но ребенок замечает эмоциональное состояние своего сверстника. То есть отзывчивость в данном возрасте, это проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых сверстник испытывает эмоциональное неблагополучие, применение действенных способов, направленных на восстановление положительного эмоционального состояния. Как реагируют дети на неблагополучие ребенка? - Некоторые обращают внимание, наблюдая со стороны; - Н екоторые вообще не обращают внимания на состояние сверстника; - Некоторые дети проявляют отзывчивое отношение, помогают встать, стараются утешить, пожалеть. Почему реакция у детей разная? Дети, пришедшие из дома, не научены обращать внимание на чужую боль, помочь выйти из эмоционального дискомфорта. В детском саду ситуации, возникающие в повседневной жизни, помогают в формировании практического опыта проявления отзывчивости по отношению к сверстнику, который попал в затруднительное положение. Именно на конкретных примерах дети знакомятся с правилами и способами, выражающими отзывчивость. Например. Если ребенок упал, обязательно поможем встать, пожалеем, сопровождая словами утешения: «У кошки не боли, у собачки не боли и у Саши заживи» или «Не плачь, не плачь, куплю калач. Не плачь, не реви, куплю три». Пожалев ребенка, учим самостоятельно искать выход из возникшей ситуации словами: «Погладь себе коленку ладошкой». И еще, обязательно обращаем внимание на других детей, желающих помочь, пожалеть. Из- за недостаточного опыта совместной жизни среди сверстников, нередко возникают неприятности: дети могут отнять понравившуюся игрушку, нечаянно разрушить постройку, причинить боль. Это ведет к ссорам, встает тормозом на пути формирования положительных взаимоотношений. Мы ввели правила - Н ельзя бить и обижать других детей; - Отнимать у другого ребенка игрушку; - Ломать постройки другого ребёнка без его согласия; - Ребенок имеет право на личную собственность. Доброжелательные отношения в группе, поддерживаемые воспитателем, способствуют эмоционально- положительным переживаниям детей, закрепляют чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым положительных поступков детей и неодобрение негативных позволяют понять, как можно поступать, а как нельзя. Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра. Особое место среди игрушек занимает кукла как носитель человеческих качеств. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового к ней обращения ребенок приобретает положительный опыт. Такие игры, как «Напоим куклу чаем», «Кукла Катя идет на прогулку», «Уложим куклу спать» всегда связаны с общением. Взаимодействие детей в игре – это ступень к дальнейшему развитию коллективных игр, формированию опыта игровых умений. Дети любят играть в игры «Выбери меня», «Ласковая цепочка», где нужно обратиться к другому ребенку, ласково назвать. Совместные игры, где принимают участие взрослый и несколько детей, очень полезны. Это такие подвижные игры, как «Пузырь», «Поезд», «По ровненькой дорожке», «Карусели», «Ровным кругом» и т. п. . Центр притяжения в этой ситуации – взрослый, именно в его руках связующие нити. Иногда во время коллективной деятельности возникают ссоры, конфликты. Ведь умение играть вместе приходит не сразу. Учитывая неустойчивость внимания детей, их быструю переключаемость на внешние впечатления предлагаем новые действия и впечатления. Помогает снять напряжение шутка, потешка, стишок, например стихотворение С. Маршака «Два кота». Используем в работе игр ы- инсценировки, которые помогают корректировать поведение детей. Отзывчивое отношение к сверстнику может проявляться в форме помощи, доброжелательного обращения, выражения сочувствия, поглаживания. Все эти проявления создают благоприятный фон для развития положительных взаимоотношений. В группе устанавливается доброжелательная атмосфера, способствующая развертыванию детской самостоятельной деятельности. Все чаще дети начинают вступать в контакты друг с другом, проявляя интерес к эмоциональному состоянию сверстников.