"Организация семейного досуга" гр. "Колокольчик", (май)
Документы для скачивания
Организация семейного досуга Становление и развитие человека начинается в семье. Семья — это то первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает умения и навыки деятельности и общения, с которыми входит в мир. Игровая деятельность ребенка и досуговая деятельность младших школьников и подростков в большинстве семей не пересекается с досуговой деятельностью родителей. Часто родительское понимание воспитания не идет дальше того, что детей нужно увещевать и следить за тем, чтобы они не делали чего- нибудь плохого. Пока ребенок мал, с ним играют, забавляются. Недаром говорят, что первый ребенок — это последняя кукла. Но вот он начинает проявлять самостоятельность, и родители с радостью предоставляют его самому себе. Наступает такой момент, когда ему говорят, что он уже большой и должен играть сам. Родителей можно понять. Кроме забот о ребенке у них масса других. Но ребенок по- прежнему требует внимания к себе. Он не может осваивать мир сам. Нужно отвечать на его бесконечные «почему», принимать участие в его игре, сопереживать ей. Обычные реакции на такую детскую активность: «Не мешай папе. Займись чем- нибудь сам. Тебе что, игрушек мало? » и т. п. Считается, что ребенку уделили достаточно внимания, когда приобрели много игрушек. Особенно дорогих, механических или электронных. Давно замечено, что выбор таких игрушек диктуется не столько интересами ребенка, сколько самих родителей. Папа покупает железную дорогу и первое время с удовольствием забавляется сам, а мама с готовностью шьет платье для разодетой куклы. Потом происходит нечто, с родительской точки зрения, непозволительное. Железная дорога оказывается разобранной, вагончики уже выполняют какую- то другую функцию, кукла в каких- то лоскутьях, ее прекрасно уложенной прически нет и в помине, кукольная голова помыта, и на ней сооружено некое подобие другой прически. Следуют выговоры, наказания, угрозы никогда больше не покупать хороших игрушек и т. п. Современное воспитание в семье часто требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом такое воспитание ведет к тому, чтобы ребенка нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода, закалка его духа, сила его требований и стремлений. Удобный ребенок — это ребенок, который играет сам, не портит игрушек, не строит из подушек пещеру, не превращает стулья в космический корабль, не устраивает демонстрацию мод из маминых туалетов и не пытается нарядить кошку. Воспитание в семье — это влияние путем личного примера и созданием соответствующей обстановки, изменяя или направляя процесс формирования мышления, фантазии и действия детей. Мало читать ребенку сказки, показывать мультфильмы, выводить гулять в парк или посещать зоопарк, если он есть. Нужно действовать, делать что- то вместе с ним. Ребенок, как отметил К. Д. Ушинский, не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть. Самые яркие впечатления у детей остаются тогда, когда они вместе с родителями ездят отдыхать. Дети с восторгом рассказывают о том, где они были и что видели, как вместе с папой и мамой собирали грибы, удили рыбу, строили на морском берегу песочные замки и купались. А если это еще были и выезды на природу с ночевкой в лесу, с костром и звездным небом над головой — родительское влияние будет безграничным. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят собственных впечатлений, собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда и собственного действия. Ребенка нужно подвести к игре, увлечь ею. При этом не изображать из себя напарника, опускаясь на его возрастной уровень. Начиная с пяти- шести лет, игрушка все меньше и меньше определяет игру, и все больше содержание игры определяет игрушку. Да и сама игрушка постепенно уходит на второй план, а затем и вовсе исчезает. Интерес переключается на действие с реальными предметами. Ребенок начинает придумывать различные сюжетные коллизии с действующими лицами, с их ролями, характером взаимоотношений. В этот период дети охотно и много рисуют. Рисование для ребенка — это игра, мотив которой лежит не в том, чтобы получить картину, а в том, чтобы ее рисовать, то есть в содержании самого действия. Рисование как игровой акт не ставит перед детьми задач, связанных с техникой рисования, материалами, соответствием реальности. Не отягощенный опытом и знаниями, он еще не знает, что такое историческая, научная или просто бытовая достоверность. Педагогически опрометчиво подходить к детским рисункам как к художественным произведениям. Детское изобразительное творчество является творчеством в психологическом отношении. Это новое «для себя», в отличие от подлинного творчества, которое носит и психологический, и социальный характер( «новое для других») . Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. Творчество детей — следы игровой деятельности. Они не подозревают о возможности воздействия на других, они просто передают свои переживания. К сожалению, родители склонны преувеличивать способности своих детей. Это явление — преувеличение ожидания — называют «эффектом орла». Желание рисовать нужно всячески поддерживать и поощрять, обеспечивая ребенка хорошей бумагой и рисовальными принадлежностями. Если бумага не впитывает воду акварельных красок, а кисточка предназначена не для рисования, а для клея, то все усилия ребенка будут сведены на нет, и интерес к занятию утратится. Рисование чрезвычайно плодотворно по своему влиянию на формирование мышления и деятельности ребенка. Ценность рисования в том, что изображение чего- либо по своей сути требует наблюдения и работы мысли, развивая в детях способность, наблюдать и размышлять. И психологи, и педагоги знают, как активно детское любопытство. Дети не терпят никаких ограничений на свои исследования. Их отличает способность отслеживать причинно- следственные связи, альтернативно мыслить и с необычайной скоростью принимать решения. Дети перескакивают через этапы, и там, где взрослые решают задачу по действиям, дети готовы свести несколько этапов к одному. Потом у подавляющего большинства людей эти способности угасают. И. В. Гете в книге «Из моей жизни. Поэзия и правда» очень тепло вспоминал об отце, который устраивал ежедневные занятия рисованием. Дети проводили линии, потом соединяли их для того, чтобы получались глаза и носы, губы и уши, а в результате целые лица и головы. О том, чтобы они соответствовали природе или отвечали требованиям искусства, здесь речи не было. В основном, как пишет Гете, они налегали на точность воспроизведения и чистоту линий, не считаясь ни с достоинством оригинала, ни с манерой художника. Это занятие наилучшим образом поддерживал отец. Он не занимался рисованием, но с того момента, как дети долгие часы посвящали этому занятию, не пожелал от них отставать и в свои почтенные годы сам занялся рисованием. Культура семейного досуга несомненно зависит от культуры родителей, от того, как и чем они заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие- либо увлечения, то дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения, а не его пассивными наблюдателями. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они не вызывают особого интереса. К тому же в таких компаниях детей не допускают к столу. Но если родительская компания устраивает игры, театрализует встречи, соответственно их оформляет и наполняет творчеством, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга. Наступает такое время, когда день рождения ребенка устраивается не для родителей, а для него самого. Ему предоставляется право пригласить своих друзей, угощение готовится для них. Если ребенок на опыте родителей представляет, чем может быть заполнен этот день, то он сам будет предлагать способы его проведения, просить родителей помочь и т. д. В остальных случаях ему остается только наблюдать за тем, как его день рождения готовят папа с мамой, а самым ярким впечатлением будет любимое сладкое и полученные подарки. Проведение первого дня рождения ребенка в кругу его друзей — это его первый урок групповой досуговой деятельности. И если родители подойдут к нему осознанно, то они смогут решить множество воспитательных задач. Среди них такие, как формирование умений быть организатором, знающим как подготовить и украсить помещение к празднику, как накрывать и оформлять стол, как встречать гостей и принимать подарки, как вести себя с гостями за столом, как и чем занять их потом, чтобы всем было весело и интересно. В этом, последнем случае следует стремиться к тому, чтобы занятие было общим. В содержание праздника нужно сразу заложить такие игры, которые побуждали бы к творчеству и создавали условия для двигательной активности. Для этого можно обратиться к сборникам игр, а можно и вспомнить те игры, в которые когда- то играли сами взрослые. Будут или не будут интересны эти игры детям, обязательно обсуждается и решается общим семейным советом, первое слово на котором должно принадлежать виновнику торжества. Не следует опасаться, что какие- то из старых, забытых игр несовременны. Современно все, что интересно. Более существенно то, как они будут организованы и проведены. Во- первых, выбор игр должен соответствовать возрасту, а участие доступно детям. Во- вторых, должно быть чередование подвижных и неподвижных игр. В- третьих, все конкурсные игры должны завершаться призами. Но в отличие от взрослой аудитории в детской приз необходимо вручать каждому. Для этого победитель определяется не по одному какому- нибудь результату, а по нескольким. В одной и той же игре одни получают приз за выигрыш, другие — за активность, третьи — за находчивость и т. д. Немаловажным условием является длительность совместной групповой деятельности детей. Уже после двух часов они начинают уставать, в их действиях проявляется нервозность, раздражительность. Завершить все следует тогда, когда у детей еще будет желание продолжить действие «ну хотя бы еще чуточку». Только тогда у ребят сохранится ощущение полученного удовольствия и радостные воспоминания о проведенном времени, желание воспроизвести его вновь, когда не будет пресыщения. Проведенный таким образом день рождения станет своеобразным образцом, к которому в дальнейшем будет стремиться каждый его участник. Организация детского группового досуга не должна ограничиваться семейными датами. Его нужно практиковать в каждом удобном случае и не только в домашних условиях. Следует постоянно расширять визуальный опыт детей, и не только через иллюстрацию в книге, альбом репродукций, телевизионный экран, но и через непосредственное восприятие произведений изобразительного искусства, театральные спектакли, цирковые представления, музейные экспозиции. Каждое яркое впечатление — это толчок к воспроизводству увид енного. После посещения цирка подавляющее большинство детей играет в «цирк»; дети, которых постоянно водят в театр, становятся наиболее активными участниками школьных драмкружков или устраивают со своими сверстниками домашний театр. Начинать посещение с детьми картинных галерей, спектаклей, музеев нужно как можно раньше. При этом не обязательно обрушивать на них всю массу впечатлений. В первое посещение, например, картинной галереи или выставки достаточно ограничиться одним художником и даже одной картиной, чтобы потом обсудить, привлечь дополнительную информацию. В этом случае можно даже создать своеобразную игру — собирание репродукций тех картин, которые видели. Такая игра может побудить к коллекционированию открыток, спичечных этикеток, марок, посвященных изобразительному искусству. Коллекционирование как вид досуговой деятельности чрезвычайно ценное во многих аспектах занятие. Учитывая детское стремление к собирательству, производители конфет, жевательной резинки специально снабжают их упаковку разного рода сериями картинок, ради которых приобретается их продукция, повышается на нее спрос. Такое коллекционирование тоже имеет право на существование, но значительно ценнее собирательство, основанное не на случайном приобретении, а на целенаправленном поиске. Коллекция ( от лат. collectio — собирание) — систематизированное собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес ( напр. , коллекция картин) . Коллекционирование, даже как временное увлечение, приносит пользу ребенку, так как всякая коллекция неизбежно сопровождается получением в большей или меньшей степени фоновых знаний. Так, например, собирая фотографии артистов, ребенок получает представление о биографии искусства в лицах. Коллекции значков расширяют представление о городах, событиях, странах, которые эти значки символизируют. Задача родителей не только поддерживать подобное увлечение и стимулировать его, но и формировать. Самый действенный способ такого формирования может быть определен как «провокация». Суть его в том, что ребенку периодически подбрасываются предметы будущей коллекции. Наиболее доступными для этой цели являются марки, открытки, значки, спичечные этикетки, брелоки, разные письменные принадлежности, наклейки. Когда их численность превратится из набора случайных предметов в определенную совокупность однотипных, у ребенка, как правило, появится желание эту совокупность увеличить, дополнить. Нельзя говорить о том, что родители не знают и не понимают того, что детям нужно уделять внимание, проводить с ними время, содержательно его заполнять. Но на практике это внимание часто бывает ограниченным не только( и не столько) из- за нехватки времени, сколько просто из- за неумения, незнания как это делается, что выводит проблему культуры семейного досуга за рамки семьи, рождая необходимость повышения досуговой квалификации родителей как воспитателей, как организаторов детской досуговой деятельности. Своеобразной школой педагогики досуга для родителей должны быть беседы с воспитателями дошкольных учреждений, родительские собрания и специально проводимые с родителями занятия в школе. В детских садах общение родителей и воспитателей не должно ограничиваться только тем, что ел, как спал, как вел себя, а тем, как и во что он играет, какие занятия предпочитает, что у него получается лучше всего, пассивен он или активен с товарищами, бывает или не бывает инициатором игр и т. д. Воспитатели обязаны подсказывать родителям, как и чем, занять ребенка дома, порекомендовать литературу. Своеобразной школой педагогики досуга должны быть родительские собрания, посвященные тому, как организовывать досуговую деятельность, как наполнять ее интересным и увлекательным делом. При этом следует учитывать, что подавляющее число родителей будет ожидать конкретных рекомендаций. Такие рекомендации нужны, но в первую очередь необходимо знакомить с общими принципами организации досуговой деятельности, а только потом подходить к методике организации отдельных форм. Вполне правомерным и возможным является такое проведение родительского собрания, которое будет подобно клубу молодых родителей. Такой клуб может стать формой родительского досуга, а не только местом обсуждения успеваемости и поведения детей. Стимулируемый вначале педагогом, он затем превратится в самоорганизующуюся общность, члены которой будут обсуждать не только проблемы воспитания, делиться своим опытом, но и отдыхать. В структуре семейного досуга следует выделить еще один аспект, имеющий большой воспитательный потенциал. Речь идет о межличностном общении родителей и детей. В данном случае речь идет не об общении, обслуживающем какую- либо деятельность или ее предмет, а о том, что носит характер произвольной беседы в часы отдыха, прогулок. Любая формирующаяся потребность напрямую или косвенно связывается с потребностью в общении с другим человеком. Для ребенка этим человеком должен быть родитель, так как ребенок всегда испытывает потребность в общении с ним. Обычно в своих беседах с детьми взрослые чаще всего затрагивают те темы, которые, с их точки зрения, соответствуют возрастным интересам ребенка: школьные дела, приятели, учителя и т. д. Считается, что семейные проблемы, работа родителей, их заботы интереса для детей не представляют. В результате, как показывают опросы подростков, они не знают своей родословной, где и кем работают их родители, чем они занимаются, из чего складывается доход семьи и каким трудом он достается. У детей, отчужденных от этой семейной стороны бытия, возникает духовная разобщенность с родителями, формируются такие шаблоны поведения, которые ведут к эгоизму, потребительству, замыканию в кругу своих собственных интересов, в которые родители не посвящаются. Детей всегда интересует, что и как делали родители в их возрасте, сталкивались ли они с такими же проблемами и ситуациями, в какие попадают они. Как вели себя родители в этих ситуациях. Делясь всем этим со своими детьми, родители оказывают на них значительно большее воспитывающее влияние, чем назидательными беседами. Происходит акт непроизвольного внушения, который всегда предпочтительнее одностороннего дидактического давления. Когда ребенку говорят: «Вот я в твои годы. . . », — это всегда вызывает отрицательную реакцию. Когда же начинают рассказывать: «Знаешь, где- то в твои годы у меня тоже был подобный случай. . . », — восприниматься будет очень внимательно. Желательно, чтобы во время произвольных бесед затрагивались вопросы науки, искусства, техники, требующие рассуждений, стимулирующих аналитическое мышление ребенка.