Проект по валеологии в средней группе "Основы здорового образа жизни"
Документы для скачивания
« Основы здорового образа жизни» Цель проекта: Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта. Познакомить c здоровыми принципами питания, витаминами. Задачи: Оздоровительная: 1. Охрана и укрепление физического здоровья детей; 2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания; 3. Формирование представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья. 4. Удовлетворение потребности детей в движении. Образовательная: 1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; 2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; 3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков; 5. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей( силовые, скоростно- силовые, координационные и др. ) ; 7. Формирование умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность. 8. Развитие культуры движений и телесной рефлексии. Воспитательная: 1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни; 2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх; 3. Воспитывать положительные черты характера; 4. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой; 5. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей; 6. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности. 7. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания. Продолжительность проекта: 5 дней. Участники проекта: Дети средней группы, родители, воспитатель. По характеру контактов: В рамках группы и ДОУ. Этапы реализации проекта: Подготовительный. Определение проблемного поля, формирование концепции по оздоровительной деятельности. Разработка проекта по направлению “здоровье”. Планирование работы с детьми, родителями и педагогами. Практический: I этап – Эмблема. Гигиена; II этап – Овощи и фрукты( «Приключения в стране витаминов») ; III этап – Закаливание( точечный массаж) . Первая помощь; IV этап – «Движение с радостью»; V этап – Взаимодействие с родителями( консультация) . Анализ деятельности. Обобщение и систематизация опыта. Фотоотчё т. Участники проекта: 1. Дети. 2. Воспитатели. 3. Родители. Ожидаемые результаты: 1. Снижение уровня заболеваемости; 2. Повышение уровня физической готовности; 3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Ресурсное обеспечение проекта: 1. Физкультурный уголок в группе. 2. Спортивный участок на территории детского сада. 3. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь. 4. Методический инструментарий( картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т. д. ) . 5. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”. Формы реализации: • Занятия по познавательной деятельности; • Беседы с детьми и родителями; • Игровая деятельность; • Выполнение работ по изобразительной деятельности; • Оформление фотоальбома наших впечатлений. Понедельник Постановка проблемы. Выдвижение гипотез – путей решения. Планирование деятельности, выбор форм продукта. Р исование эмблемы «Солнышко», т. к группа «Лучики» Совместная игра «Шар по кругу»: Дети образуют круг, под музыку передают мяч по кругу. Музыка останавливается, у кого в руках оказался мяч выполняет физическое упражнение по заданию воспитателя: « Будем мы играть, упражнения выполнять ». Вторник Тема дня: Овощи и фрукты. «Приключения в страну Фрукландия и Овощландия ». Цели дня: Рас ширять представления о овощах и фруктах, об их пользе для здоровья человека, о содержании те х или иных витаминов. Презентация «Любимый овощ или фрукт моей семьи». Заранее оповестить родителей о подготовке ИЗО конкурса. Дидактические игры: Коллективная игра: «Съедобное и не съедобное» Сюжетно- ролевые игры: « Овощной магазин ». Подвижная игра: «Овощи и фрукты»: Группа делится на две равных по количеству детей подгруппы, выстраиваются в колоны. На противоположной стороне группы находится корзина с муляжами овощей и фруктов. Задача команд: одна собирает только овощи, другая команда – фрукты, которые складываются в лукошки. Один игрок может принести в свое лукошко только один предмет. В конце игры подсчитывается только количество правильно собранных овощей или фруктов. Один предмет – одно очко. Беседа: «Какие овощи и фрукты животные любят»? Чтение художественной литературы: К. Чуковский « Федорино горе». Лепка: « Мой любимый овощ или фрукт ». Среда Тема дня: Закаливание( точечный массаж носа, ушей) . Первая помощь. Цели дня: Знакомство детей с элементами оказания первой медицинской помощи, точечным массажем. Расширение представлений о пользе закаливания. Викторина: «Ситуации»: 1. Дети играли на улице в догонялки. Петя убегал от всех. Вдруг, Саша подставил подножку, Петя упал. У него оказался сильный ушиб колена, локтя и многочисленные ссадины. Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать травмы? 2. Брат и сестра играли дома в салки. Брат пробегая, нечаянно уронил вазу. Ваза разбилась. Испугавшись, сестра стала быстро подбирать стекла и порезала руку. Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать несчастного случая? Как оказать первую помощь? 3. Во дворе жгли листву. Дети находились рядом. Один из них стал бить палкой по горящему полену. Искры разлетелись в разные стороны. Огонь попал девочке на куртку, куртка вспыхнула. Ребята растерялись. Девочка получила ожоги. Вопрос: Кто виноват? Как избежать несчастного случая? В чем заключается первая помощь? Загадки: В природе от солнца бывает загар В доме от спички бывает …( пожар) . Платье Машеньке из шелка Сшили нитки и …( иголка) . На кухне в работе очень хорош Блестящий, наточенный, остренький …( нож) . Чтение художественной литературы: «Доктор Айболит». Сюжетно- ролевая игра: « Больница. Беседа о первой помощи заболевшему ». Закаливание, точечный массаж ушных раковин, носа и лба. Четверг Тема дня: «Движение с радостью». Цели дня: Совершенствовать равновесие, гибкость, ловкость. Развивать быстроту, координационные способности. Утренняя гимнастика. Физическая культура Дети делятся на 2 команды. 1- ая команда будет называться – «Сильные», а 2- ая команда – «Ловкие». Обе команды перед эстафетами произносят спортивный девиз: «Заниматься не ленись, физкультура это жизнь»! 1. Эстафета: «Весёлые прыжки »: Участники начинают прыгать до кегли, обратно возвращ аются простым бегом, затем прыгает 2- ой и т. д. Выполнивший задание, встает в конец колонны. Побеждает команда, закончившая эстафету первой, и выполнившая задание правильно. 2. Эстафета: «Весёлые мячики »: Команды стоят в колоннах друг за другом. По сигналу первый участник мяч ик на лодошке и бежит до кегли, обратно возвращается простым бегом и предает эстафету( мяч) 2- му, сам встает в конец колонны и т. д. Выигрывает команда, выполнившая задание правильно и быстро. П/ и «Кот и мыши»: Раскладываются по кругу обручи, на 1 меньше, чем играющих. Выбирается водящий – он кот. Остальные – мыши. Кот одевает атрибуты и становится в центр круга. Мыши по сигналу( под удар бубна) начинают бегать по кругу из обруча в обруч, как будто друг к другу в гости. Как только прекращается, удар бубна, мыши должны забежать к себе в домик( встать в обруч, а задача кота – быстро забрать обруч, пока мышь не заняла его. Выигрывает мышь, которая успела забежать в домик, или кот, который успел забрать домик мыши. Пятница Тема дня: Консультация для родителей на тему" Здоровье дошкольников" Цель: создание ситуации, позволяющей каждому родителю раскрыть содержание своего собственного опыта в воспитании ребенка. Задачи: – ознакомить родителей с особенностями физического развития дошкольников; – ознакомить родителей с результатами развития физических возможностей дошкольников на занятиях физической культуры. Полезные советы на каждый день. – Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка. – Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье. – Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью. – Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю. – Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему. – Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские. – Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах. – Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья. – Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое- то упражнение не так. – Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом. – Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему навстречу! Итог: Анкета для родителей «Семья и здоровый образ жизни» Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Библиография: 1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ П од ред. З. И. Берестовой. – М. : ТЦ Сфера, 2004. 2. Волошина Л. Н. , Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 4- 5 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. – М. : Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.