Путешествие по природным зонам
Документы для скачивания
МБДОУ «Детский сад им Кирова
Занятие по окружающему миру
« Путешествие по природным зонам»
Воспитатель
1-ой квалификационной категории
Устюгова Н. В.
П. Октябрьский 2014г.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы детского сада.
тема: «Путешествие по природным зонам»
Тип занятия:
Актуализация ранее полученных знаний. Вид занятия:
Занятие-путешествие. Цель:
Формирование целостного представления о природных зонах России. Задачи:
1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека; 2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения. 3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера. Литература:
При разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов, иллюстрации из Красной Книги РФ, Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Н. Т. Брыкина «Окружающий мир». Методы и приемы:
Беседа, демонстрация слайдов, экспериментирование. Оборудование:
Ноутбук, экран, диапроектор, материал для детских работ, дидактическая игра «Животные природных зон», Материал для экспериментирования , таблица «Этажи леса», сказочный персонаж- Старичок-лесовичок. Ход занятия:
Здравствуйте дети и гости. Ребята, посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, ведь они сегодня будут попутчиками в нашем путешествии.
- Отгадайте загадку: Загадка про глобус
«На столе передо мной Закрутился шар земной Арктика, экватор, полюс, Уместил всю землю …
(Глобус)
- Вы любите путешествовать?
Ответы детей.
-Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по природным зонам.
Раздается гудок.
Как вы думайте, ребята, что мы сейчас слышали?
(Предположения детей)
- слайд. (ледокол)
Капитан ледокола приглашает нас в путешествие на побережье Северного ледовитого океана. Ребята, как вы думаете, что нам для этого понадобится? (Предположения детей)
Давайте оденемся потеплее (имитация одевания)
- Приглашаю вас сесть поудобнее (дети садятся на стулья).
-Итак, мы отправляемся в путешествие! (раздается гудок ледокола)
Слайд № 2 — Где мы находимся? (Ответы детей)
- А ещё как называют эту природную зону?
Ответы детей (царство льда и снега).
Слайд № 2 — Почему она получило такое название?
Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние,6 месяцев – ночь, 6 месяцев – день).
- Как же животные приспособились к такому суровому климату?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
-Но где же животные?
Слайд №3 Игра: «Отгадай животное по его части» (на экране появляется частичное изображение животного, а после правильного ответа, все животное)
– Какие экологические проблемы существуют?
Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).
-Кто знает, как решается вопрос об охране животных?
Ответы детей (созданы заповедники).
– А кто скажет, что такое заповедник?
Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).
– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу).
- Кто знает, почему книга красного цвета? Ответы детей: красный цвет- знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).
- Какие животные внесены в Красную Книгу?
Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки).
– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыне.
Несколько слайдов об Арктике.
– Итак, наше “путешествие” продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся , вы скажите после, того, как прослушаете следующие строки:
«Белый мох на скале, а в расщелине лед. Старый снег залежался, не тает».
–Что это за природная зона?
Ответы детей (тундра).
- Что указывает на то, что это тундра?
Но как же нам быть, ведь мы не можем дальше плыть на ледоколе?
Какой вид транспорта мы можем использовать?
Слайд №4 Собачья упряжка.
Слайд № 5 (иллюстрация тундры)
-Что указывает на то, что это тундра? Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).
- Как приспособились животные и растения к таким климатическим условиям?
Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У животных густой мех, у птиц густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле, так они спасаются от холодного ветра).
-Какие экологические проблемы существуют в этом крае?
Ответы детей (люди занимаются браконьерством)
Как можно исправить ситуацию?
( Взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам).
– Кто взят под охрану? Ответы детей (олень, песец, краснозобая казарка, полярный мак). Несколько слайдов о тундре.
— Отправляемся путешествовать дальше. Но какой вид транспорта будем использовать теперь? (Оленьи упряжки)
Слайд №8,9 (тайга и смешанные леса)
«Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?»
- Кто догадался, где мы находимся?
Ответы детей (в зоне лесов).
— Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.
-Какое значение для человека и животных имеет лес?
Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).
Послушайте сказку, которую мне рассказал Старичок-лесовичок.
СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС
- Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
- Это не лес! - послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. - Без цветов, без трав - не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
- Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
- Нет, - сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
- Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
П:- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
Д:Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.
П: Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава, цветы)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья- хвойные, лиственные))
4)На горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы)
-Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.
Д:Деревья (хвойные, лиственные), кустарники, травы, грибы.
П: На самой земле вместе с грибами растут мхи и лишайники
– Как связаны между собой осина, заяц, волк?
Ответы детей (цепочкой питания).
- Какое дерево является символом России? Ответы детей (берёзка).
Слайд №10 (береза)
- Давайте встанем и представим себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).
Физминутка.
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, тихо помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем – крылья сложили назад.
- Приглашаю садиться. Отправляемся дальше, но теперь уже на самолете. Пристегните ремни, мы взлетаем!
Слайд- самолет.
Куда ни глянь – один песок и небо, солнце ярко светит.
- Как же называется эта природная зона?
Ответы детей (пустыня).
Слайд № 12 -Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни). — Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).
Опыт с песком. (В контейнер с песком поставить зубочистку и подуть на песок около нее через трубочки для коктейлей)
-Что же произошло? Вот так и в пустыне, где дуют сильные ветры, песок передувают с одного места на другое место, вырывая с корнями растения. И не забывайте, песок в пустыне сильно нагревается.
Слайд № 13 -Где скрываются животные от жары?
Ответы детей (в норах, в тени камней).
Итог занятия:
— Вот и закончилось наше путешествие.
– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо!
– У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, тех животных и растения, которые им соответствуют.
Работа в парах. Итог:
- Мы соединяем все природные зоны. Получился земной шар, населённый животными и растениями. И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий