a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Путешествие по природным зонам

Опубликовано: 2014-05-21 20:12:10

МБДОУ «Детский сад им Кирова

 

 

Занятие по окружающему миру

« Путешествие по природным зонам»

 

 

Воспитатель

1-ой квалификационной категории

Устюгова Н. В.

 

 

П. Октябрьский 2014г.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы детского сада.

тема: «Путешествие по природным зонам»

Тип занятия:

Актуализация ранее полученных знаний. Вид занятия:

Занятие-путешествие. Цель:

Формирование целостного представления о природных зонах России. Задачи:

1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека; 2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения. 3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера. Литература:

При разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов, иллюстрации из Красной Книги РФ, Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Н. Т. Брыкина «Окружающий мир». Методы и приемы:

Беседа, демонстрация слайдов, экспериментирование. Оборудование:

Ноутбук, экран, диапроектор, материал для детских работ, дидактическая игра «Животные природных зон», Материал для экспериментирования , таблица «Этажи леса», сказочный персонаж- Старичок-лесовичок. Ход занятия:

Здравствуйте дети и гости. Ребята, посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, ведь они сегодня будут попутчиками в нашем путешествии.

- Отгадайте загадку: Загадка про глобус

«На столе передо мной Закрутился шар земной Арктика, экватор, полюс, Уместил всю землю …

(Глобус)

- Вы любите путешествовать?

Ответы детей.

-Предлагаю вам  отправиться в увлекательное путешествие по природным зонам.

Раздается гудок.

Как вы думайте, ребята, что мы сейчас слышали?

(Предположения детей)

  1. слайд. (ледокол)

Капитан ледокола приглашает нас в путешествие на побережье Северного ледовитого океана. Ребята, как вы думаете, что нам для этого понадобится? (Предположения детей)

Давайте оденемся потеплее (имитация одевания)

- Приглашаю вас сесть поудобнее (дети садятся на стулья).

-Итак, мы отправляемся в путешествие! (раздается гудок ледокола)

Слайд № 2 — Где мы находимся? (Ответы детей)

- А ещё как называют эту природную зону?

Ответы детей (царство льда и снега).

Слайд № 2 — Почему она получило такое название?

Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние,6 месяцев – ночь, 6 месяцев – день).

- Как же животные приспособились к такому суровому климату?

Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).

-Но где же животные?

Слайд №3 Игра: «Отгадай животное по его части» (на экране появляется частичное изображение животного, а после правильного ответа, все животное)

– Какие экологические проблемы существуют?

Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).

-Кто знает, как решается вопрос об охране животных?

Ответы детей (созданы заповедники).

– А кто скажет, что такое заповедник?

Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).

– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу).

- Кто знает, почему книга красного цвета? Ответы детей: красный цвет- знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).

- Какие животные внесены в Красную Книгу?

Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки).

– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыне.

Несколько слайдов об Арктике.

– Итак, наше “путешествие” продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся , вы скажите после, того, как прослушаете следующие строки:

«Белый мох на скале, а в расщелине лед. Старый снег залежался, не тает».

–Что это за природная зона?

Ответы детей (тундра).

- Что указывает на то, что это тундра?

 Но как же нам быть, ведь мы не можем дальше плыть на ледоколе?

Какой вид транспорта мы можем использовать?

Слайд №4 Собачья упряжка.

Слайд № 5 (иллюстрация тундры)

-Что указывает на то, что это тундра? Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).

- Как приспособились животные и растения к таким климатическим условиям?

Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У животных густой мех, у птиц густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле, так они спасаются от холодного ветра).

-Какие экологические проблемы существуют в этом крае?

Ответы детей (люди занимаются браконьерством)

Как можно исправить ситуацию?

( Взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам).

– Кто взят под охрану? Ответы детей (олень, песец, краснозобая казарка, полярный мак). Несколько слайдов о тундре.

— Отправляемся путешествовать дальше. Но какой вид транспорта будем использовать теперь? (Оленьи упряжки)

Слайд №8,9 (тайга и смешанные леса)

«Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?»

- Кто догадался, где мы находимся?

Ответы детей (в зоне лесов).

— Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.

-Какое значение для человека и животных имеет лес?

Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).

Послушайте сказку, которую мне рассказал Старичок-лесовичок.

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

- Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес! - послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. - Без цветов, без трав - не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

- Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

- Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

П:- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

Д:Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

П: Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава, цветы)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья- хвойные, лиственные))

4)На горке, и под горкой,

   Под березой, и под елкой,

   Хороводами и в ряд

   В шляпках молодцы стоят. (Грибы)

-Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.

Д:Деревья (хвойные, лиственные), кустарники, травы, грибы.

П: На самой земле вместе с грибами растут мхи и лишайники

– Как связаны между собой осина, заяц, волк?

Ответы детей (цепочкой питания).

- Какое дерево является символом России? Ответы детей (берёзка).

Слайд №10 (береза)

- Давайте встанем и представим себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).

Физминутка.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, тихо помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем – крылья сложили назад.

- Приглашаю садиться. Отправляемся дальше, но теперь уже на самолете. Пристегните ремни, мы взлетаем!

 Слайд- самолет.

 Куда ни глянь – один песок и небо, солнце ярко светит.

- Как же называется эта природная зона?

Ответы детей (пустыня).

Слайд № 12 -Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни). — Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).

Опыт с песком. (В контейнер с песком поставить зубочистку и подуть на песок около нее через трубочки для коктейлей)

-Что же произошло? Вот так и в пустыне, где дуют сильные ветры, песок передувают с одного места на другое место, вырывая с корнями растения. И не забывайте, песок в пустыне сильно нагревается.

Слайд № 13 -Где скрываются животные от жары?

Ответы детей (в норах, в тени камней).

Итог занятия:

— Вот и закончилось наше путешествие.

– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо!

– У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, тех животных и растения, которые им соответствуют.

Работа в парах. Итог:

- Мы соединяем все природные зоны. Получился земной шар, населённый животными и растениями. И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.

 

 

Оставить комментарий: