a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методика организации и проведения прогулок в ДОУ

Опубликовано: 2016-05-19 13:14:52

Документы для скачивания

«МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДОУ»           Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место. У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. П равильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.   Цель прогулки –   укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.   Задачи прогулки: • оптимизировать двигательную активность детей; • оказывать закаливающее воздействие на организм; • способствовать  развитию наблюдательности и  познавательных способностей детей; • познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых; • развитие самостоятельности.            При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей.   Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии,  развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. При организации прогулки следует  соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной  деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой  и практической деятельности по  выбору детей, физических и умственных нагрузок,   активной деятельности и отдыха. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная игровая деятельность детей- от 7 до 15 минут и от 20 до 25 минут.                         Подготовка детей к прогулке. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает её содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определённой последовательности. Сначала все надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогают одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель им помогает только в отдельных случаях( застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п. ) . Нужно приучать детей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставить детям больше самостоятельности.             Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За отдельными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят и грушки и материал для игр и занятий на воздухе. Содержание детской деятельности на прогулке. Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста. Прогулки бывают разных видов: * Прогулка–наблюдение; * Прогулка–задание( имеющая цель – поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на мероприятие, известить население или товарищей о каком –т о мероприятии) ; * Прогулка–задача( направленная на решение поставленной  задачи- определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета) ; * Прогулка–поход( для ориентирования на местности) ; * Прогулка–поиск( найти лекарственные травы, природный материал…) ; * Прогулка–фантазия( сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет) ; * Прогулка–показ( познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками) ; * Прогулка–практикум. ( закрепление различных знаний- ПДД, безопасность…) ; * Комбинированная прогулка( 1 раз в неделю) , с играми, занятиями, трудом, экскурсией. Структура* Наблюдение, рассматривание. * Трудовая деятельность. * Подвижные игры. * Индивидуальная работа с детьми. * Самостоятельная деятельность детей. Большое место на прогулках отводится наблюдениям( заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью.   Наблюдение  - основной метод обучения. Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но ме няющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогул ке, — это огромный мир природы, с которым необходимо его по знакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Окружающая жизнь и природа даёт возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают в близи детского сада, например, за строителями. У младшего дошкольника наблюда тельность как качество личности развито недостаточно или отсутствует, значит, приемы дол жны соответствовать возрасту, в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что- то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может случиться, что что- то осталось незамеченным. Задача взрослого: поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении, а если что- то упустили — привлечь внимание, не оставлять что- то на потом. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7- 10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.             Объекты наблюдений- живая природа: растения и животные; неживая природа:   сезонные изменения и различные явления природы( дождь, снег, текущие  ручьи) . Наблюдательность предполагает умение слушать и активно вос принимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: пролетела бабочка, шум проез жающей машины и т. д. Удержать внимание ребенка младшего дош кольного возраста очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми по времени( не более 7—10 минут) , яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во- первых, сами объекты наблюдения и всплеск по ложительных эмоций детей при их виде, во- вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с боль шим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстети ческие чувства. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходит за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, живот ными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью — жиз нью улицы. Целевые прогулки за пределы участка также способ ствуют возникновению стойкого желания наблюдать. Виды наблюдений:   Кратковременные    организуются для формирования свойств и качеств предмета или явлений. Длительные   организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:   устанавливаются факты;   формируются связи между частями объекта;   идет накопление представлений у детей;   проводятся сопоставления;   делаются  выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее. Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5- 19 минут в младшем возрасте и 15- 20 минут в старшем возрасте. Во время прогулки необходимо уделять внимание   трудовой деятельности   детей. Содержание и формы её организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремится сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.      Формами   организации труда детей являются: - индивидуальные трудовые поручения; - работа в группах; - коллективный труд. Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определённых усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. В младшей группе  дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной- двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга В средней группе  одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. У детей старшего возраста   необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью( при небольшой помощи воспитателя) . Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий. Ведущее место на прогулке отводится   играм,   преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду( особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.             Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель даёт детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для неё материал.             Подвижная игра. Каждый месяц разучивание 2- 3 подвижных игр( повтор в течение месяца и закрепление 3- 4 раза в год) . Продолжительность игры: * младший возраст – 6- 10 минут; * старший возраст – 10- 15 минут. В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом( подражание действиям воспитателя) .   В старшем возрасте проводятся игры- эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей( роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей) . Значение:   расширяется двигательный опыт детей; совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются физические качества; формируются самостоятельность и активность; вырабатываются положительные взаимоотношения со сверстниками.                        Во время прогулок воспитатель проводит   индивидуальную работу   с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. Индивидуальная работа   на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребёнка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии. Во время   самостоятельной игровой деятельности   дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно- ролевых игр. Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и причёску в порядок и идут в группу.              Целевые прогулки   и их назначение. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.             В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, на улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю.             Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней – здания общественного назначения( школа, Дом культуры, театр и т. п. ) . Со старшими детьми проводится целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилам поведения в общественных местах и правилами уличного движения.             На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определённой выдержки, организованности и выносливости. Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Оставить комментарий: