a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формы и методы взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС

Опубликовано: 2016-05-19 13:21:42

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».                                                                                                   В. А. Сухомлинск ий    Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Семья для ребенка- э то ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность       Тема нашего педсовета: « Ф ормы и методы взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС».    В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является  «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».   В С т. 44 говорится: Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного  самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой  коррекции нарушений  их развития В связи с этим законом в статье 6  части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС ДО) , который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Подчеркнуто,    что  одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации  с семьёй п. 1. 4, а  ФГОС ДО   является основой для оказания помощи родителям( законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П 1. 7. 6  Одна из главных задач стандарта направлена на- обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П. 1. 6. 9    В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию Организации с родителями.   Таким образом,   дошкольная организация создают возможности для: Представления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность Для взрослых по поиску, использованию материалов обеспечивающих реализацию Программы, в том числе и информационной среде. Для обсуждения с родителями( законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.   Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно- ориентированной модели взаимодействия.   Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия: Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны:  категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.  Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.  Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач: Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.  Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей. Создать атмосферу взаимопонимания родителей( законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада, , эмоциональной взаимоподдержки.  Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей. Поддерживать уверенность родителей( законных представителей) в собственных педагогических возможностях        Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду  находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогу сплотить вокруг себя родителей. Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно- информационные.   Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинать необходимо с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно. Наиболее распространенными методами изучения семьи являются, прежде всего,   проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, посещение семьи,   которые помогают  правильно выстроить работу с родителями,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.   Метод анкетирования( письменный опрос) позволяет собрать  данные, интересующих педагога о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Позволяет  учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование воспитатели проводят в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей свое работе, в зависимости от поставленных задач. Важным звеном в индивидуальной работе  с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка( с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д. ) . В ходе беседы  можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются  консультации.   Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. Наблюдение как метод изучения  семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Наши педагоги используют не только наблюдение со стороны, но и создают специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей: - совместный труд( приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др. ) - досуг; - занятия с родителями и детьми. В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты. Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка.  И так, используя этот метод, мы  родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение,   условно разделили на три группы. Первая группа – это  родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике. Вторая группа  – это  родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Третья группа – это  семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить  из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. И так, мы   сделали вывод, что  всех этих родителей  объединяет одно,   желание видеть своего ребенка в детском саду, где он получит полноценное  развитие, воспитание и обучение. Их интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка и  поделиться опытом с другими. Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. Совместно с психологом мы приглашаем  родителей для встречи у круглого стола. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где родители делятся  своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации. К  коллективным формам работы с родителями  относятся  родительское собрание.  Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий.   К собраниям готовятся выставки детских работ или стенд с фотографиями из жизни группы. В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как  исследовательско- проектные, ролевые, деловые игры. Родители практически всех групп принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разработаны следующие проекты: «Путешествие по детской библиотеке», «Кухня Мордвы», «Город, в котором я живу», «По страницам Красной Книги», «Комнатные растения», «Масленица» и др. Многие проекты являются как бы завершением тематической недели, другие разрабатываются по инициативе самих детей. Родители приглашаются на открытые занятия, где принимают активное участие в ролевых играх.   В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. Например: на занятии, по теме «В здоровом теле- здоровый дух», дети вместе с воспитателями учили родителей, как надо правильно делать точечный массаж, и родители с большим удовольствием повторяли все движения за детьми, предлагали свои методы в борьбе с простудой; используя деловую игру на родительском собрании, педагоги узнали для себя, какие взаимоотношения складываются между родителями и ребенком. В процессе обсуждения темы участники игры с помощью воспитателей пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и находили  правильное решение. Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые занятия, которые проводятся в конце учебного года. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают воз можность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.  Не менее эффективная форма работы с родителями- конкурсы. Регуляр но проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для Деда мороза», «Осенние фантазии», «Будущие защитники Отечества» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали. Праздник в детском саду- это радость, веселье, торжество, которые раз деляют и взрослые, и дети. Родители- самые дорогие и близкие люди! Они ви дят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда со хранят тепло общения, радость, сопереживание. Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, ко дню Защитника Отечества, 8 марта, организуют дни рождения. В результате проведения праздничных встреч формируются положитель ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого- педагогическую компетентность родителей в вопросах детско- родительских отношений. Здоровые дети- надёжное будущее. В систему физкультурно- оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я- спортивная семья! », посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты», «На природу мы пойдём». Празднику сопутствует радостная обстановка, музыка, смех, веселье. В сценарии входит не только упражнения оздоровительного и соревновательного характера, но и концертные номера: песни, стихи, загадки. Особое значение имеют сюрпризные моменты, а также награждение участников- дипломами, сладкими призам. Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здорово му образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре бёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению де тей. Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появ ляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным при мером. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатле ниями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного  материала. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, вни мание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье. Главная задача наглядной пропаганды  – целенаправленное систематическое применение наглядных сре дств в ц елях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно- образная, информационная. Примером информационной пропаганды служит  уголок для родителей.  Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части: - материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; - материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Эффективной формой работы с родителями являются  разнообразные выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, , альбомы и т. д Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравляем с днем рождения. Памятки для родителей. Родительская газета  оформляется самими родителями. Чаще всего оформляются к праздникам.  Папки–передвижки,   которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Сезонные изменения» и т. д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки- передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д. Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на наш сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их вопросам. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди телями. Каждый человек, сделав какую- нибудь работу, нуждается в оценке сво его труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих ро дителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы да ло определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфе ра взаимоуважения. Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; повышение их активности в совместных мероприятиях.    И так, подытожим вышесказанное:   В соответствии с ФГОС детский сад обязан:  •    информировать родителей( законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,   общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;    •    обеспечить открытость дошкольного образования;  •    создавать условия для участия родителей( законных представителей) в образовательной деятельности;  •    поддерживать родителей( законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;  •    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;  •    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями( законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией, что мы и пытаемся делать.      

Оставить комментарий: