a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС как средство познавательно-речевого развития

Опубликовано: 2016-05-19 13:39:36

«…Дайте же детям играть,   пока игра их радует,   влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу! » Е. А. Покровский. Продолжая работу по познавательно- речевому развитию детей, я проанализировала возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста: общение ребенка в младшем дошкольном возрасте ситуативно е, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно, им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными. В речевом развитии — повышенное внимание к языку, его звуковой и смысловой стороне. Ребенок осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли. Использует в речи простые и сложные предложения. Познавательное развитие продолжается по основным направлениям, расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. Возникает и развивается новая форма общения с взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности, в первую очередь игры, формируется детское общество. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения и речи. Отдельные виды игр по- разному действуют на познавательно- речевое развитие. Сюжетно- ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, расширяют словарный запас, способствуют развитию речевого диалога. Характеризуя сюжетно- ролевую игру, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого можно решать задачу по познавательно — речевому развитию детей, а сюжетно- ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее познавательно- речевое развитие. Изучив методическую литературу по данному направлению,   я пришла к выводу: Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителями. Продолжительность игры небольшая. Для детей 4- 5 го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером – сверстником. Однако чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно- игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Таким образом, мною сделано предположение,   если создать оптимальные условия для развития игровой деятельности, научить детей играть и использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, игра будет способствовать развитию познавательно — речевой активности детей. Всю работу разделила на несколько этапов. На первом этапе   необходимо было создать условия для развития игровой деятельности. В группе выделила игровые зоны: «Магазин»; «Больница»; «Парикмахерская»; «Уголок ряженья». Привлечение родителей помогло пополнить игровые зоны необходимыми атрибутами, что явилось толчком к самостоятельной деятельности и развитию активного словаря детей. На втором этапе   нужно было, научить ребенка играть в сюжетно- ролевые игры. Чтобы у ребенка возникла игра, у него должен быть определенный багаж знаний, необходимо заинтересовать его информацией о людях, профессиях, вызвать интерес, ведь все это является движущей силой для развития сюжетного содержания игры. Для решения этой задачи были проведены: Экскурсии:   в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню- знакомство с сотрудниками детского сада, это способствовало расширению знаний и вызвало интерес к профессиям, явилась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры, помогло перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры. Для расширения знаний детей и обогащения активного словаря были проведены следующие мероприятия: Беседы: «О труде взрослых в детском саду», « Кем работают наши родители», « Кто нас лечит», « Что нужно для работы в прачечной», «О труде строителя»; «Как вести себя в магазине», «Рассказ воспитателя о труде продавца». Рассматривание иллюстраций на тему: «Профессии», «О работе водителя и видах транспорта», «О работе строителя». Игровые ситуации: «Заболела кукла», «Поможем доктору Айболиту вылечить зверей», «Сломалась машина», «Как построить детский сад для кукол? ». Игровые ситуации общения: «Кукла Таня покупает конфеты»; «Мишка на приеме у врача, заболела лапа», «Куда едет машина». Дидактические игры: «Кому что нужно для работы? », «Доскажи словечко», « Маленькие строители», «Уложим куклу спать», «Сварим суп, компот». Чтение художественной литературы: Чтение стихотворения Б. Заходера «Шофер»; А. Барто «Грузовик»; Э. Мошковская « Я- машина»; Чтение и инсценировка шотл. нар. песенки «Купите лук» в переводе Токмаковой; К, Чуковский « Мойдодыр », «Айболит», «Муха — Цокотуха», В. Дольникова «Всё готово для ребят», «Повар». Это помогло обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими профессии людей, словами, обозначающими действия с предметами. Вызвало желание использовать новые слова в игровой деятельности. Развлечения с родителями: «На лесной полянке», « Вместе с папой, вместе с мамой, поиграть хочу! » Цель мероприятий:   вызвать эмоциональный отклик у детей от общения со сверстниками и родителями. Уникальным средством обеспечения детей новыми знаниями и игровыми действиями является метод проектов. Метод проектов — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Как правило, проект подразумевает решение проблемных ситуаций; комплексные тематические занятия; интеграцию образовательных областей. Работа с родителями. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребенка. Включение родителей в педагогический процесс делает родителей ответственными участниками образовательного процесса. В познавательно – речевом развитии детей особую роль играет семейное воспитание. В целях лучшего знакомства с детьми родителям были предложены анкеты, в которых взрослым предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся стиля общения, занятиям и играм, проводимых в условиях семьи. Внимание родителей было также обращено на проблему развития речи детей в младшем дошкольном возрасте( консультации) . Родители явились активными помощниками   в пополнении игровой среды атрибутами, сделанными самостоятельно, совместно с ребенком.   Способствовали развитию активного словаря ребенка, расширяя его кругозор, знания об окружающей действительности, обогащая жизненный опыт детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты педагогического наблюдения  ( мониторинга) познавательно – речевого развития детей младшего дошкольного возраста подтвердили успешность проведенной работы: отмечена положительная динамика в развитии активной речи у детей, расширились знания об окружающей действительности. Появилась ролевая речь, обращенная к товарищу по игре. У детей появилось желание говорить, общаться друг с другом, выражать просьбу, обращенную к сверстникам. Таким образом, предположение, что сюжетно – ролевая игра может способствовать развитию познавательно — речевой активности детей доказана.

Оставить комментарий: