Формы работы с родителями
Документы для скачивания
Содержание работы с родителями реализуется через разнооб разные формы. Главное — донести до родителей знания. Суще ствуют традиционные и нетрадиционные формы общения педаго га с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяют ся на коллективные, индивидуальные и наглядно- информацион ные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с кол лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде ленного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий роди телей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка? », «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня вклю чает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекоменду ется применять в работе с родителями казенных слов типа «док лад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязатель на». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впе чатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каж дого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада( врач, логопед, психолог и др. ) , а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству( педиатр, юрист, библиотекарь и др. ) . Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послу шен ли ваш ребенок? », «Как играть с ребенком? », «Нужно ли наказывать детей? » и др. В объявлении можно поместить неболь шие задания для родителей, например, понаблюдать за поведе нием детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реаги руют на индивидуальные приглашения, особенно если в их под готовке принимали участие дети. Например, на собрание по тру довому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фар тука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос тиная», «Круглый стол» и др. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита ния детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна комить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказываю щие о конкретном учреждении. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче ской беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа гога. Планируя тематику бесед, надо стре миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре зультате беседы родители должны получить новые знания по во просам обучения и воспитания дошкольника. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приво дить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекоменду ется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Вос питателю следует подобрать рекомендации, подходящие для дан ной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ре бенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характе ристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, кото рые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Напри мер: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др. ». Дать конкретные советы. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут прово диться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его пси хики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают ди алог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать роди телям квалифицированный совет, чему- то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно при сматриваться к детям, задумываться над тем, какими путя ми их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут полу чить поддержку и совет. Отдельную группу составляют наглядно- информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхност ного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по мощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, ре жимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки- передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу теле визионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлека ются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический слу чай», «КВН», «Ток- шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручон ки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семей ные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой попу лярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение кото рых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуж дением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожела ний родителей, использованием методов их активизации. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетради ционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Ав тором выделяются следующие нетрадиционные формы: информа ционно- аналитические( хотя они по сути приближены к методам изучения семьи) , досуговые, познавательные, наглядно- информа ционные. Основной задачей информационно- аналитических форм организа ции общения с родителями являются сбор, обработка и использо вание данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого- педагогической информации. Только на ана литической основе возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошколь ного учреждения, повышение эффективности воспитательно- обра зовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и деть ми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами до школьных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Мас леница», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфо рт в гр уппе, сблизить участников педагоги ческого процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной ат мосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предо ставлять педагогическую информацию. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь пес ни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интерес ные истории, например о птицах( как на празднике птиц в одном из дошкольных учреждений) , а потом вместе с детьми строить скво речники. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер жанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения. Познавательные формы организации общения педагогов с семь ей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Дан ные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и роди телей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда? », «Устами младенца» и других. Нефор мальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнооб разных методов активизации родителей. Практическими работниками применяется Устный педагогиче ский журнал, созданный и апробированный практиками Санкт- Петербурга. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каж дая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжи тельность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку час то родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке вре мени, по нашему мнению, должен представлять значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактиче скими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы ставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагает ся литература для ознакомления с проблемой, практические зада ния, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отве чали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей. Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осо знание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а ро дителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсужде ния обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. Так, на собраниях клуба «Посиделки» од ного из ДОУ Москвы по запросам родителей обсуждаются такие темы, как «Колыбельные для малышей», «Лечим простуду», про водятся встречи с психологом, педиатром, астрологом. Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого- педагогической культуры родителей, а зна чит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми. Наглядно- информационные формы организации общения педаго гов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условия ми, содержанием и методами воспитания детей в условиях до школьного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Отношение педагогов к традиционным методам наглядной про паганды неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных усло виях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются мате риалами, размещенными на стендах, папках- передвижках. А педа гоги часто стремятся подменить непосредственное общение с роди телями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы об щения способны выполнять задачи ознакомления родителей с ме тодами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подска зать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность. Наглядно- информационные формы условно разделены на две под группы. Задачами одной из них — информационно- ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспита нием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошколь ного учреждения. Задачи другой группы — информационно- просвети тельской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д. , поэтому они были выде лены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познава тельными формами. Рассмотрим группу информационно- ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме обще ния педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с из менением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при усло вии, что оно является открытой системой. «Дни открытых две рей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педа гогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании( бабушки, дедушки, братья и сестры) , имеют воз можность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, по общаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в иг рах, занятиях и т. д. Совместные мероприятия педагогов и родителей 1. Родительские собрания 2. Конференции 3. Консультации 4. Беседы 5. Вечера для родителей 6. Кружки для родителей 7. Тематические выставки 8. Диспуты 9. Педагогические советы 10. Попечительский совет 11. Встреча с администрацией 12. Школа для родителей 14. Родительский комитет Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей 15. Дни открытых дверей 16. Турниры знатоков 17. Кружки 18. КВН, викторины 19. Праздники 20. Семейные конкурсы 21. Выпуск газеты 22. Просмотры фильмов 23. Концерты 24. Оформление групп Z5. Соревнования 26. Благоустройство ДОУ и территории О днако часто используются в основном стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, кон ференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало роди телей принимают участие. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учрежде ния способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длитель ное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. Д ля реализации содержания этой работы в дошкольном уч реждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации- размышления, выполнение индиви дуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т. п. Эти формы могут стать эффективными толь ко в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровен ность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыс лями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, н айти оптимальные способы решения проблем воспитания кон кретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психо логическим условием такого успешного межличностного вза имодействия является внимательность, проникновенность, не торопливость. Совместные мероприятия педагогов и родителей