Выступление на августовском совещании педагогических работников “Использование ИКТ в обучении детей математике”2016 г.
Документы для скачивания
Слайд 1
Использование информационно-коммуникационных образовательных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы учителя математики МОУ «СОШ №9 им. К.К. Рокоссовского» Старикова Александра Александровича.
Сегодня я представлю опыт работы с детьми, имеющими нарушения в психическом и физическом здоровье.
Ежегодно мониторинговые исследования состояния здоровья детей и подростков показывают, что количество детей, у которых ограничены возможности получения полноценного образования, постоянно возрастают. Не исключение и наш город Железногорск.
Ограничения здоровья детей нашей школы связаны с задержкой психического здоровья: таких детей в нашей школе – 41 и обучаются они в трёх классах комплектах. 11 детей инвалидов, имеющих органического поражение ЦНС, нарушения опорно-двигательного аппарата различной степени выраженности, заболевания внутренних органов, нервной системы и другие. Безусловно, такие дети имеют право на особую заботу со стороны государства. В первую очередь государственная помощь направлена на обеспечение ребёнку с ограниченными способностями эффективного доступа к услугам образования, подготовки к профессиональной трудовой деятельности таким образом, чтобы гарантировать наиболее полное вовлечение ребёнка в социальную жизнь и развитие его личности, включая культурное и духовное развитие.
Вместе с тем дети с ОВЗ нуждаются в равных правах с их обычно развивающимися сверстниками, в особом внимании и поддержке со стороны ближайшего окружения, в частности школы.
Хочу отметить, что в современном обществе в связи с научно-техническим прогрессом, одним из перспективных векторов развития образования является возможность использования технологий ИКТ для обучения. Эта возможность является перспективной, так как позволяет разнообразить процесс обучения, делать его более доступным и интересным.
Я работаю в основном с детьми, имеющими ограничения в психическом развитии, с детьми инвалидами. У детей с ЗПР, как правило, снижена мотивация к обучению. Однако, применяя ИКТ технологии в учебной деятельности, я пришёл к выводу, что технологии ИКТ положительно влияют на психологический аспект жизни ребёнка, вызывают заинтересованность в обучении, являются в целом хорошим стимулом образовательной деятельности.
В своей педагогической практике применяю различные образовательные ресурсы сети Интернет, мультимедийное оборудование, компьютер. Давно доказано, что лучшему усвоению любой темы служит использование наглядности. Поэтому большую часть учебного материала выношу на экран. Использую наглядность: схематические изображения, графические средства, символическую наглядность, запись формул и правил и прочее. Всё это имеет огромные потенциальные возможности, создающие условия для более успешного обучения, служат лучшему усвоению программного материала.
Слайд 2 (из урока)
Можно в считанные секунды удалить неверные решения, создать проблемные ситуации.
Слайд 3 (из урока)
Безусловно, ИКТ технологии значительно выгоднее, чем «меловые». Они могут обеспечить для каждого ребёнка индивидуальный подход, что очень важно в коррекционном образовании.
Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал и для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, самостоятельности, позволяет добиться более высокой мотивации, познавательной активности. Многие проблемы в обучении детей данной категории также решает гармоническое сочетание традиционных средств обучения с применением интерактивного оборудования. К сожалению, в образовательных учреждениях такого оборудования очень мало.
Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большое желание участвовать в уроках. Дети чувствуют себя комфортно на уроках, не боятся выходить к доске. Появляется вера в свои силы, что немало важно в обучении.
Слайд 4(с интерактивной доской)
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребёнка. ИКТ изменяют содержание, методы, организационные формы обучения и при определённых условиях способствуют коррекции и развитию психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей. Ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, символов. Причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.
Детям нравится, когда в процессе урока я включаю какой-нибудь видеоклип или ролик для проведения физкультурной паузы или по теме урока по сюжетам мультфильмов (интернет позволяет без труда находить такой материал). Включение таких коротких видеозаставок снимает у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией. Слайд 5 (физкультминутка)
Таким образом, можно сказать о высокой эффективности использования технологий ИКТ в обучении детей с ОВЗ.
Как я уже сказал выше, в нашей школе обучается 11 детей-инвалидов. Безусловно, для получения полноценного качественного образования детей-инвалидов необходимы специальные условия, одним из которых является организация дистанционного обучения – обучения, позволяющего каждому такому ребёнку найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни. С появление Интернета организовать такое обучение стало возможным. Такая форма обучения открывает пути в новый мир, даёт возможность детям-инвалидам реализовать себя и свои потребности, преодолеть одиночество, повысить уверенность в себе.
Зачастую дети-инвалиды не могут выйти из дома не только из-за отсутствия пандуса для выхода из квартиры, но и из-за боязни столкнуться с различными людьми в «большом» мире. Неуверенность в себе, повышенная тревожность, неумение устанавливать коммуникативные взаимоотношения, страх чужих людей – всё это создаёт труднопреодолимые барьеры между ребёнком-инвалидом и внешним миром.
В рамках реализации программы приоритетного национального проекта «Развитие дистанционного обучение детей-инвалидов» в 2012 году на базе нашей школы был открыт Центр по дистанционному обучению детей с особыми физическими возможностями. Образовательный процесс начался с 2012-2013 учебного года, к началу которого было получено компьютерное оборудование для обеспечения деятельности педагогов и 14 детей-инвалидов в возрасте от 8 до 17 лет.
Со всеми родителями обучающихся были заключены договоры, передано и установлено информационно-технологическое оборудование (для 14 детей-инвалидов), подключённое к сети Интернет для школьников и педагогов. На 14 рабочих мест для сетевых педагогов в специальном кабинете центра была размещена компьютерная техника.
Слайд 6 – кабинет дистанционного образования
Понимая, что дистанционно обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, владеющие все арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологий, 14 сетевых педагогов школы, в том числе и я, прошли курсы повышения квалификации по программе дистанционного обучения детей с ОВЗ на базе Московского института открытого образования по теме «ИКТ – компетентность учителя при обучении детей- инвалидов с использованием Интернет и компьютерных технологий. Основы работы».
При организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика. Я как учитель математики, индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья определяю объём учебных занятий, их содержание и темп прохождения. Занятия проходят по скайпу и их продолжительность составляет 30-40 минут.
Слайд 7(работа по скайпу)
Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательной программы. Однако я не ограничиваюсь как единственной формой проведения учебных занятий. Я сочетаю дистанционную форму с посещением детей на дому. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения школы.
Слайд 8 (занятия на дому)
Слайд 9(занятия в кабинете математики)
В конце 2015-2016 учебного года педагог-психолог школы провела анкетирование среди родителей детей-инвалидов. Родители отметили, что дети стали увереннее и самостоятельнее, проявляют большой интерес к образованию. Они активно работают, используя сеть Интернет, обучаются со сверстниками посредством программы Skype.
Мониторинг динамики развития детей-инвалидов, их успешности в освоении образовательной программы также показал рост качества обучения с момента использования дистанционных технологий в образовательной деятельности. Из 11 обучающихся на «4» и «5» учебный год заканчивают 8, что составляет 72,7% . Из низ 4 отличника (50%). За этот период основное общее образование закончили 5 обучающихся. Из них аттестат с отличием получили 3 ученика (60%). Среднее общее образование получили 3 обучающихся. Из них 1 ученица получила медаль «За особые успехи в обучении». Продолжили образование в высших учебных заведениях г. Курска и г. Орла. Одна выпускница (инвалид-колясочник) обучается в университете на факультете «Юриспруденция» с использованием дистанционных образовательных технологий. Среди детей-инвалидов обучающихся на дому есть призёры Всероссийской олимпиады школьников по математики муниципального этапа.
Преимущества положительных результатов при работе с детьми инвалидами и больными детьми мы видим в таких особенностях дистанционного обучения, как:
Слайд 10
– индивидуализация обучения (каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе);
– сведение до минимума непродуктивного использования времени обучающихся;
– расширение информационно-познавательного поля ученика, позволяющего поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.