консультация для родителей "Трудности перевода с детского" учитель-логопед Скиба И.В.
Документы для скачивания
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА С «ДЕТСКОГО». Часто речь малыша, кото рому еще нет трех лет, мо гут расшифровать только те, кто живет вместе с ним. В этом возрасте детская речь имеет ситуативный характер. Некоторые слова ребенок упо требляет только в определенной ситуации, эти же слова, но в дру гой ситуации, он заменяет сло вечками своего «детского» язы ка. Есть ребятишки, которые уже в полтора- два года хорошо говорят, используют в речи де сятки слов. Их молчаливые сверстники, как правило, тоже понимают много слов, но в речи активно используют только 10- 15 самых необходимых, допол няя их мимикой, жестами и сло вами собственного сочинения. Часто в такой речевой лени своих чад виноваты родители. Они стараются угадать, что ска зал ребенок, задавая ему наво дящие вопросы, пока малыш не скажет: «Да» или не кивнет. По лучается, что ребенку нет необ ходимости говорить: его и так понимают, а его желания вы полняют. Родителей малыша можно понять, когда ему 9- 10 месяцев, но их «методику», при меняемую для ребенка старше двух лет, нельзя, ни понять, ни оправдать. Как же быть? Как способствовать тому, чтобы ма лыш заговорил? ШАГ ПЕРВЫЙ: СОЗДАЙТЕ УСЛОВИЯ Сделайте вид, что не понимаете, чего хочет ребенок. Переспросите его или сделайте совсем не то, о чем он просит. Он хо чет игрушку, а вы предложит е ему пить. Та кое непонимание заставит малыша использо вать не жесты и слова собственного сочинения, а сло ва, которые будут понятны ма ме. Крохе будет приятно чув ствовать себя более сообразительным, чем мама, и с этого момента может начать ся прогресс в развитии ситуа тивной речи. ШАГ ВТОРОЙ: ОБСУЖДАЙТЕ ПЛАНЫ Малыш, который не хочет раз говаривать нормально, как пра вило, сочиняет язык «для себя». Сначала он говорит на нем в процессе игры, ни к кому лично не обращаясь. Потом начинает словесно планировать свои бу дущие действия. В такие момен ты желательно помочь своему чаду рассказать об этих планах понятным для всех языком. За давайте ему наводящие вопро сы: «Что ты собираешься де лать? Куда хочешь положить эту игрушку? Кого сначала будешь укладывать спать — куклу или собачку? » Ответы на подобные вопросы не должны быть однос ложными: «да», «нет», и посте пенно приучат малыша вести и внешние, и внутренние моноло ги словами, понятными всем. ШАГ Т РЕТИЙ: СОЗДАВАЙТЕ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Не делайте скидок на возраст. Разговаривайте с ребенком нормальным тоном, сложными предложениями, комментируйте и объясняйте свои действия. Ко нечно, читать научные доклады малышу не надо, но и нарочито примитизировать свою речь нельзя. Чем больше слов посто янно слышит ребенок, тем ак тивнее формируется его пас сивный словарный запас- количество тех слов и фраз, которые он понимает, хотя сам их и не произносит. Детки с боль шим пассивным словарным за пасом начинают говорить бы стрее и правильнее. ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: НЕ ЧИТАЙТЕ НОТАЦИЙ Даже хорошо говорящий ребе нок понимает далеко не все, что слышит. Детское мышление отстает от развития речи, поэтому малышу непонятны абстрактные рассуж дения о том, почему опасно со вать палец в розетку или о том, что хорошие детки не капризни чают. Не требуйте от ребенка понимания того, до чего он пока «не дорос», не злитесь, что он не имеет терпения слушать ва ши нотации. Малыш может по вторить ваши наставления до словно, ничего не понимая, он как попугай всего лишь воспро изведет ваши слова. ШАГ ПЯТЫЙ: ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО Ребенок начинает говорить с отдельных слов, обычно это су ществительные и местоимения, потом в его речи появляются прилагательные и глаголы, а потом фразы из двух – трёх слов. Глупо ждать от малыша сразу правильной и грамотной речи. В тот момент, когда ребенок учит ся строить фразы и предложе ния, особенно важно, чтобы он слышал правильное произноше ние слов и построение речевых оборотов. Не используйте «дет ский язык» сами, вы можете его понимать и радоваться в душе изобретательности своего чада, но, говоря в детской манере, вы не облегчите ребенку освоение речи, а замедлите формирова ние у него понимания грамма тической структуры языка и правильного произношения слов. Ему придется переучи ваться, а это долгий и сложный процесс. Чтобы не отбить у малыша же лания говорить, не одергивайте его каждый раз, когда он гово рит неправильно, так можно во обще отбить желание разгова ривать. Просто говорите правильно сами, и постепенно малыш научится произносить слова, строить фразы и предло жения, как положено. На этом этапе развития речи ваша глав ная задача — стимулировать у ребенка желание не просто го ворить, но и общаться. Следуя этим рекомендациям, Вы поможете своему малышу заговорить. РЕЧЕВОЙ КАЛЕНДАРЬ До 6 месяцев малыш ула вливает только интонации речи. С 6 до 9 месяцев он начина ет реагировать на обращенные к нему слова. В 9- 10 месяцев ребенок по нимает уже много слов и выпол няет по просьбе родителей кон кретные действия — указывает на предметы и знакомых людей, которых видит постоянно, берет, подает, кладет на место кон кретные предметы. В 1 год многие детки умеют осознанно произносить около десяти слов. К 2 годам активный словар ный запас увеличивается почти до трехсот слов. В 3 года количество исполь зуемых в речи слов достигает полутора тысяч. Ребенок прак тически уже может говорить и понимать язык почти на том же уровне, что и взрослые. Подготовила учитель – логопед Скиба И. В.