Консультация для родителей "Роль семьи в формировании правильной речи дошкольников"
Документы для скачивания
Роль семьи в формировании правильной речи дошкольников. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Родители должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать ему наиболее благоприятные условия. Период до 3- х лет является синзитивным для развития речи. Родители должны как можно больше времени уделять ребенку, общению с ним, совместным играм. Разговаривайте с детьми! Это может быть обычный разговор о том, что интересного было в д/ с. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами- это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним постоянно обо всех событиях, спрашивайте обо всем. Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Уровень речи ребенка зависит от степени развития движений кисти рук. Обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию движений пальцев рук. С этой целью стоит использовать: - «пальчиковые игры»- игры с мозаикой конструирование шнуровку- застегивание пуговиц- обведение контуров штрихование- раскрашивание- перебирание круп. Полезно учить ребенка догова ривать в стихах последние слова( например, К. Чуко вский «У меня зазвонил телефон. Кто говорит? …Слон». Ежедневно занимайтесь с ребенком по 10- 15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится! Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Темы: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт». Игры: «Мишка одевается», «Я мою посуду». Прогулки тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, стволов, веток, выделять разные оттенки. Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка, камешка или шишки. Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему». Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: - придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Многие игры обогащают словарь, развивают внимание, память, мышление. ИГРЫ «Четвертый лишний» Понадобятся 4 картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному обобщающему понятию, а одно к другому. Раскладываете перед ребенком и спрашиваете «Какая лишняя и почему? »( чашка, блюдце, тарелка, яблоко- посуда и фрукт) . «Где мы были, вам не скажем, а что делали- покажем». Папа или мама загадывают простое предметное действие( например «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывает его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. «Кто спрятался» или «Чего не хватает? »( развитие внимания и памяти) Поставьте на стол 3- 4 небольшие игрушки. Предложите ребенку запомнить их, затем спрячьте одну и попросите угадать, кто спрятался( можно использовать картинки) . Пожалуйста, разговаривайте с детьми! Ваш ребенок должен знать, что это счастье- даже несколько минут разговора с папой или мамой. Подготовила учитель – логопед Скиба И. В.