Консультация для родителей "Профилактика чтения и письма" учитель-логопед Скиба И.В.

Опубликовано: 15:55:20 20-05-2016

Автор: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Шебекино Белгородской области»

Документы для скачивания:

24539_Profilaktika narusheniy chteniya i pisma.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

24539_Profilaktika narusheniy chteniya i pisma.docx

«Профилактика нарушений чтения и письма»     Что же это такое – нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как вовремя помочь ребёнку?     Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы  чсы – часы;  писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно и т. п.     К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У  ребёнка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребёнку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка нарушен процесс письма – дисграфия.   Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью( нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.   В настоящее время проблемы такого рода наблюдаются у 10 – 15% учащихся. Проявления эти могут носить различный характер, от затруднения в написании отдельных букв и их элементов до глубоких нарушений графики письма; от замедленного темпа чтения до неспособности воспринимать смысл письменного текста или соотносить звук и его графическое изображение. В любом, даже самом легком случае дисграфия и дислексия порождают серьезные и, к сожалению, хорошо знакомые многим учителям, детям, родителям трудности в учебе. Стойкий и специфический характер ошибок при чтении и на письме не позволяет младшим школьникам полностью усваивать знания курсов родного языка и чтения, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, ведет к снижению школьной мотивации и вызывает трудности в поведении. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. Готовя детей  в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать и считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идёт раньше Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.   1.      Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи Ребёнку важно уметь: определять место заданного звука в слове( в начале, середине, конце) ; делить слова на слоги; различать твёрдые и мягкие согласные звуки; различать слова, похожие по звучанию; различать слова, отличающиеся одним звуком; находить слова, в которых нет заданного звука; осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук. 2.      Формирование правильного звукопроизношения К моменту поступления в школу желательно устранить неправильное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме. Ребёнок будет писать то же, что и говорит: сапка( шапка) . 3.      Развитие моторики и графических навыков Необходимо тренировать: пространственное восприятие( расположение предметов по отношению к ребёнку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», слева», «внизу» и т. д. ) общую моторику; мелкую моторику – развитие( игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д. ) . Учеными доказано, что развитие функции руки тесно связано с развитием головного мозга. Так, от уровня сформированности тонких движений рук зависит уровень развития речи; тренируя руку, мы тем самым стимулируем развитие речевых центров головного мозга и наоборот. Полноценное развитие руки и речи становится основой для развития мышления. Поэтому, развивая руку ребенка, родители оказывают ему неоценимую услугу. Используя приёмы пальчиковые игры; штриховки( вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывание   предметов и т. д. ) 4.      Развитие звуко- буквенного анализа Ребёнка надо научить: устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами; понимать смыслоразличительную роль буквы. 5.      Развитие словаря Формировать умения: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам; пересказать текст; рассказать сказку. 6.      Обучение чтению  Если ребёнок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребёнок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Хотелось бы отметить, что программа и методика обучения, существующая сейчас в школе, рассчитана на ребенка, не получившего никакой подготовки( имеется в виду специальная подготовка – обучение чтению, письму, счету) . Поэтому неправильная методика обучения чтению, которую ребенок усвоил до школы, или методика письма, которому учит бабушка «как раньше учили», не только не способствует успешности обучения, но и тормозит формирование навыков письма и чтения.     Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики. И особенно движений руки и пальцев.     Коррекция недостатков письма и чтения  в школьном возрасте требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать. Успехов Вам и детям! Подготовила учитель- логопед Скиба Ирина Викторовна.

Оставить комментарий: