"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»
Документы для скачивания
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС» Сохранение и укрепление здоровья воспитанников- одна из основных задач нашего детского сада. Усилия работников учреждения направлены на оздоровление каждог о ребенка- дошкольника, поэтому мы считаем, что одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах: 1. Медико- профилактическая технология. 2. Физкультурно- оздоровительная технология. 3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. 4. Технологии валеологического просвещения родителей. 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Немного остановлюсь на выше указанные технологии: 1. Медико- профилактическая технологии. Медико- профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач и Зубово- Полянской поликлиники совместно с медицинской сестрой дошкол ьного учреждения определяют группу здоровья воспитанников, которая помогает воспи тателям иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. 2. Физкультурно- оздоровительная технология Физкультурно- оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Физкультурно- оздоровительная деятельность осуществляется педагогами на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами- в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. 3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации. 4. Технологии валеологического просвещения родителей. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки- передвижки, беседы, личный пример педагога. 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. В практику работы нашего ДОУ внедряется оздоровительная работа по физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект «Тропа здоровья» по профилактике и коррекции плоскостопия. Создан банк консультативного материала для педагогов и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно- профилактическая работа( полоскания горла, ходьба босиком, точечный массаж, фитотерапия, витами нотерапия, физические упражнения после сна, Дни здоровья, Недели здоровья) . В учреждении создана здоровьесберегающая инфрастр уктура: имеется физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении. Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются: - ч ёткая организация теплового и воздушного режима в поме щении( «температурная» гигиена) ; - р ациональная, неперегревающая одежда детей; - с облюдение режима прогулок во все времена года; - с он при открытых фрамугах( в теплое время года) ; - г игиенические процедуры( умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипячен ой водой комнатной температуры) ; - х ождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка- дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении с музыкальным сопровождением( в зависимости от погодных условий) . В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме. В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7- 15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики. Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5- 6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений( ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег) . Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения. Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Например, можно провести с амомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся! » «Кран, откройся! »- правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран. «Нос, умойся! »- растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа. «Мойтесь сразу оба глаза»- нежно проводим руками над глазами. «Мойтесь, уши! »- растираем ладонями уши. «Мойся, шейка! »- аккуратными движениями гладим шею спереди. «Шейка, мойся хорошенько! »- гладим шею сзади, от основания черепа к груди. «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки. «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся! »- трем ладошки друг о друга. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства( например, интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками( подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Можно порекомендовать родителям д ыхательное упражнение. ВЕТЕРОК. Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу( руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу( повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо( голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх( голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака( опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю( круговые движения руками) . Повторить 3- 4 раза. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагог ов. С увереннотью можно сказать, что ни одна семья, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не ре ализуется в содружестве с ДОУ. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей, педагогические беседы на родительских собраниях, консультации, дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование.