a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Логические игры и упражнения, как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников 5-6 лет.

Опубликовано: 2016-05-21 21:08:54

Документы для скачивания

Актуальность работы. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что один из ценнейших показателей социально-экономического благополучия любого общества представлен состоянием развития мыслительных операций человека, начиная с детского возраста. Это связано с тем, что именно дети считаются главнейшим и значимым резервом каждого государства, который станет определять в будущем уровень экономического и духовного развития страны, её состояние науки и культуры. В виду этого проблема  формирования мыслительных операций дошкольников занимает сегодня ведущее место, как в психологической, так и в педагогической науках.

Жизнь с каждым годом все более высокие требования предъявляет к человеку и, особенно – к детям: растет неуклонно объем знаний, которые им нужны для приобретения опыта. Педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний не представляло механический характер, а было осмысленным, чтобы интеллект ребёнка динамично эволюционизировался. Вот из чего и вытекает злободневность данного вопроса о формировании мыслительных операций, которое приобретается в детском возрасте и на протяжении всей последующей жизни человека растёт, увеличивается, пополняется. И это очень важно -  обладать высоким уровнем сформированных мыслительных операций, что помогает в жизни самому человеку, а также выводит его к принятию решения – эффективно и деятельно оказывать содействие всем окружающим, обществу и даже государству. И в осуществлении этой существенной задачи человеку может помочь его высокий уровень сформированных мыслительных операций.

Актуальность данной темы также заключается в том, что развитие мыслительных операций активно происходит именно в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для развития данных психических функций.

Дошкольный возраст – яркая страница в жизни каждого человека. В данный возрастной период берёт начало процесс социализации ребёнка, формируются его эмоционально-личностная и волевая сферы, развиваются коммуникативные навыки и познавательные процессы.  

Значение общего развития ребенка дошкольного возраста можно назвать бесценным. И это обусловлено тем, что именно на этом возрастном этапе, если сравнивать со всеми последующими возрастными периодами, закладывают основу для отношения дошкольника к окружающему миру, для любых его специальных знаний и  умений. И эффективными помощниками в усвоении  ребёнком окружающего мира, в развитии его мыслительных операций и интеллекта выступают логические игры и упражнения.

В настоящее время существует очень много известных и опытных психологов, изучающих и исследовавших выбранную нами тему, поэтому, сколько психологов, столько и мнений, взглядов на роль логических игр в формировании мыслительных операций дошкольника. И перед нами встаёт важная задача ознакомиться с материалом по данной теме, проанализировав его и сделав определённые выводы. Данную тему требуется тщательно исследовать, выяснять особенности и активно внедрять их в свою деятельность.

 Все эти факты способствуют сохранению  актуальности использования логических игр и упражнений, как средства формирования мыслительных операций и на сегодняшний день.

Проблема исследования. На современном этапе воспитатели ДОО осознают важность применения  логических игр и упражнений, как средства

формирования мыслительных операций у старших дошкольников 5-6 лет, но при этом в реальной практике не используют весь имеющийся потенциал логических игр и упражнения, которые бы им помогали результативно формировать мыслительные операции у старших дошкольников 5-6 лет.

Противоречия. Данная проблема вызывает и существенные противоречия между идеей о том, что необходимо формировать формирование мыслительные операции у старших дошкольников 5-6 лет, одну из основных задач выдвигаемых  ФГОС ДО, и недостаточность методических и научно-теоретических методик, которые бы освещали проблему эффективного формирования мыслительных операций у старших дошкольников 5-6 лет.

Объект исследования – формирование мыслительных операций у старших дошкольников 5-6 лет.

Предмет исследования  – логические игры и упражнения, как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников 5-6 лет

Цель исследования – изучить использование логических игр и упражнений как средства, формирующее мыслительные операции у старших дошкольников 5-6 лет

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать особенности формирования мыслительных операций у старших дошкольников 5-6 лет.

2.Раскрыть роль логических игр и упражнения, как средства формирования мыслительных операций у старших дошкольников 5-6 лет.

  1. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию мыслительных операций у старших дошкольников 5-6 лет.

Гипотеза исследования:  Мы предполагаем, что комплексная система логических игр и упражнения способна оказать помощь в формировании мыслительных операций у старших дошкольников 5-6 лет, при выполнении следующих условий:

- подбора и использования эффективных логических игр и упражнения с учётом их сложности и возрастных возможностей;

- формирования у детей познавательного интереса к логическим играм и упражнениям.

Освещённость темы. Развитие мыслительных процессов и операций, мыслительной активности и, особенно, творческого мышления, изучалось таким учеными, (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, Д.Б.Эльконин и пр., считающими эти операции важнейшими факторами, которые обусловливают всестороннее развитие личности. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях, как чисто теоретической, так и прикладной направленности (работы Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, Л.С.Георгиева, А.М.Леушиной, А.И.Маркушевич, Е.В.Проскура,  Д.Б.Эльконина и др.) исследуются возможности детей дошкольного возраста в области усвоении новых математических понятий, проводится разработка новых методов обучения, формирующих у дошкольников понятий о множестве и числе, ознакомливающих их с величинами и измерением, пространственными отношениями, временными представлениями и т.д.

Эмпирическая база исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №107 «Светлячок» старшая группа «Капельки» г.Ульяновск. в количестве 20 дошкольников.

При анализе исследуемого  материала использовались следующие методы: метод теоретического исследования (изучение работ психологов, педагогов); методы сравнения, анализа, осмысление, обобщение, диагностические методы исследования, как: наблюдение и тестирование.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы: теоретическую и практическую, которые в свою очередь разбиты на ряд параграфов, заключения, списка литературы и ряда приложений.

Оставить комментарий: