Доклад "Православные традиции как элемент сохранения семейных ценностей"
Документы для скачивания
Православные традиции как элемент сохранени я семейных ценностей. 113030244475 Премудрый Бог, создавши человека, Сказал: " Нехорошо быть одному" . С тех пор до нынешнего века Жену помощницей даёт ему. Известно, что православие имеет для общественного сознания эстетическую и культурную ценность, которая зачастую предполагает четкое отделение собственно культурологического аспекта православного мировоззрения от аспекта догматического. «Православная жизнь» и «церковная жизнь» в сознании современного человека очень разные, отдаленные друг от друга сферы. Вследствие эстетического восприятия религиозных явлений Православие сегодня мыслится большинством людей вообще вне Церкви, как одна из отраслей человеческой культуры, «одухотворяющая культуру божественным веянием». Вопрос о влиянии православия на семейные ценности всегда актуален. Но у чение о браке остается, вероятно, наименее богословски разработанным в Православии в сравнении с другими таинствами. На Западе оно изучено гораздо детальнее, но подход западных христиан к проблеме брака отличается от восточного подхода столь сильно, что трудно даже говорить о едином христианском богословии по этому предмету. Кроме того, разное на Востоке и Западе учение о таинстве вообще, отсутствие четкой терминологии и изначальных дефиниций, смешение воедино богословских, аскетических, психологических, житейских и правовых проблем запутывает вопрос настолько, что обсуждение темы брака ведется скорее на экзистенциальном уровне, а до богословия часто и не поднимается. Поэтому необходимо начать с некоторых общих пояснений и определений. 4215130914400 Православное учение о браке имеет своим первым источником относящееся к" ягвистской традиции" повествование Священного Писания( Быт. 2: 7- 25) . В отличие от всех других дней творения Господь Бог, создав человека, сначала не выразил удовлетворения сотворенным, но сказал: " не хорошо быть человеку одному" и сотворил ему жену. Только после этого человек оказался совершенным настолько, что получил Божие благословение. Таким образом, брак дарован Богом человеку еще в раю как единственная и совершенная форма его бытия. Замысел Божий о райском браке затемняется и даже в значительной степени утрачивается в грехопадении Адама и Евы с изгнанием их из рая и отъятием у них бессмертия. Теперь смерть одного супруга разрывает единый организм семьи, т. к. смертью разрывается единство души и тела человеческой личности. Кроме того, в падшем человеке оскудевает любовь, темные, греховные страсти оскверняют брак блудной похотью, властными вожделениями, делают его средством достижения земных целей. Святитель Василий Великий однажды сказал: « Вы, избравшие супружество, не будьте беспечны, как будто вправе вы предаваться миру. Вам для улучения спасения потребно больше трудов и осторожности, потому что избрали себе жилище среди сетей и державы отступнических сил( демонов) , имеете пред глазами побуждения ко грехам и все чувства ваши день и ночь напряжены к вожделению их. Посему знайте, что не избегнете борьбы с отступником и не одержите над ним победы без многих трудов на страже евангельских догматов ». Замысел Божий о райском браке затемняется и даже в значительной степени утрачивается в грехопадении Адама и Евы с изгнанием их из рая и отъятием у них бессмертия. Теперь смерть одного супруга разрывает единый организм семьи, т. к. смертью разрывается единство души и тела человеческой личности. Кроме того, в падшем человеке оскудевает любовь, темные, греховные страсти оскверняют брак блудной похотью, властными вожделениями, делают его- 33020560070 средством достижения земных целей. Христос возвещает учение о бессмертной душе человека, о будущем воскресении, что с новой силой ставит принципиальный для догматического учения о браке вопрос: имеет ли брак продолжение после смерти? Поскольку человек в раю создан бессмертным, то и брак первоначально подразумевает вечное единство мужа и жены. В соответствии с этим представлением в предпоследней молитве чина венчания содержится прошение: " восприми венцы их в Царствии Т воем нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдали во веки веков" . Христово благовестив, обновляя райское призвание человека и возводя его на новую, еще большую высоту, нигде не учит, что брак существует только в этой земной жизни и п осле смерти аннулируется. Христос сказал: " В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы на небесах" ( Мф. 22: 30) , утверждает лишь, что брак, имеющий целью произведение потомства, после воскресения уже не будет существовать. Однако учение о вечности брака со всеми вытекающими из него ограничениями особенно трудно принять падшему человечеству. Если брак заключается навечно, то это значит, что он должен быть единственным. Слова апостола Павла к Ефесянам, уподобляющие брак союзу Христа и Церкви: " Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего- либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. . . тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" ( Еф. 5: 25- 28, 32) придают браку еще и евхаристическое измерение, т. к. супружеская любовь, как и созидающая Церковь любовь Христова, должна иметь крестную, жертвенную природу, стремление искупить, освятить и 33020- 24765 очистить друг друга, в святости созидая таинственное и глубочайшее единство. Это учение о браке подразумевает абсолютную моногамию, без которой богоподобное совершенство было бы невозможно, как невозможно и уподобление мужа и жены Христу и Церкви. Утверждение о вечности христианского брака также вытекает из его сообразности тайне Христа и Церкви. Второй брак всегда считался уступкой немощи, требующей покаяния, но в Священном Писании Нового Завета он все же не приравнивается к обычному прелюбодеянию, хотя является нарушением верности умершему супругу. Очевидно, что вторым браком разрушается восстановленный Христом замысел Божий о райском браке: первый брак после смерти одного из супругов нарушен оставшимся в живых, второй брак тре бует покаяния и воцерковления. И кономия апостола Павла в вопросе о возможности второго брака соотносится с действовавшим тогда законом и дохристианским пониманием брака лишь в его земном, плотском измерении, что подчеркивает компромисс с существующим уровнем сознания недавних язычников, еще не успевших уразуметь высоту евангельского учения. Апостол уговаривает своих пасомых: " Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия" ( 1Кор. 7: 39- 40) . Если нравственность имеет своим источником веру в Бога, и Церковь является школой нравственности, то христианский брак и семья становятся той институцией в земной человеческой жизни, где любовь и христианские нравственные нормы актуализируются прежде всего. В падшем мире, где все искажено греховными страстями и преступлением, где глубочайшим образом повреждена сама человеческая природа, брак и семья все же остаются той цитаделью, где хранится и действует любовь, где из поколения в поколение передается жизнь, где воспитывается совесть, взращивается вера. Все нечистое, скверное, страстное в христианском браке поглощается огнем подвига и самоотвержения. Если главным содержанием и целью богоустановленного брака вообще является достижение единства, полноты, гармонии во взаимной любви, то в христианском браке все перечисленное осуществляется в совместном стремлении в любви ко Христу, в любви во Христе друг к другу, в рождении для Бога и воспитании Ему новых чад Церкви, в общем служении ближним. Подлинная супружеская любовь противоположна скверне, нечистоте, греху. Христианский брак утверждает целомудрие, в подвиге семейной жизни брак становится школой любви, воздержания, веры и смирения. Влюбленность уходит, но любовь в христианской семье бесконечно возрастает, очищаясь от страстности и душевности, приобретая благодатную духовность. " Если ты еще не сопрягсяплотию, не страшись совершения; ты чист и по вступлении в брак», - говорит св. Григорий Богослов, указывая на целомудрие и чистоту христианского брака. В действительности такой христианский брак оказывается реальным средоточием радости, счастья, нерушимой любви и высокой духовности. Сотворив Адама и Еву в раю, Господь сказал им: " плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над. . . всяким животным" ( Быт. 1: 27- 28) . Человечеству дается неразрывно связанная с рождением потомства творческая способность « соработничества » Богу. Именно наполняя, населяя землю, человеческий род может реализовать повеление Божие обладать ею. Рождение потомства не является главной и единственной целью брака, но оно тесно и естественно связано с ним. Брак будет целомудренным только тогда, когда человек сохраняет целым, неповрежденным замысел Божий о нем. Плотское единство супругов по этому замыслу естественно связано с подвигом рождения ребенка. Этим подвигом, который немыслим без самоотверженной любви, без самопожертвования родителей, очищаются от страстей и похотей брачные узы супругов. - 49530- 33020 На Западе брак, еще со времен древнего Рима определяемый как договор между брачующимися, сам по себе стал истолковываться христианами как таинство, привлекающее благодать. Совершителями таинства при этом являются сами вступающие в брак, церковный же характер брак приобретает в связи с тем, что брачный договор заключается перед лицом Божиим. Это сообщает католическому браку свойство нерасторжимости- обещание, данное перед Богом, не может быть отменено. Но договор остается действительным только до тех пор, пока живы обе заключившие его стороны. Со смертью одной из сторон договор теряет силу. Отсюда у католиков категорический запрет на разводы, но вполне доброжелательное отношение к второбрачию. В понимании католиков брак- земное состояние и после воскресения продолжения не имеет. Правда, на В тором Ватиканском соборе учение о браке как о договоре декларативно заменяется на идею брачного союза. Тем не менее, " CodexlurisCanonic! " утверждает: " между крещеными не может состояться такой действительный брачный договор, который т ем самым не был бы таинством" [ 1] . Это значит, что понимание таинства брака как договора все же остается со всеми вытекающими из него следствиями. До Тридентского собора были распространены и признавались" тайные браки" , которые заключались самими брачующимися без церковной общины и без священника. Тридент в декрете Tametsi положил конец этому обычаю, но Катехизис Католической Церкви настаивает: " В Латинской Церкви обычно считается, что сами супруги как служители благодати Христовой взаимно даруют друг другу таинство Брака, выражая пе ред Церковью свое согласие" [ 2] . Брак есть основа семейной жизни. Нельзя поэтому не видеть особенного благоволения Божия к ней в том, что, как первым делом Творца по создании мужа и жены было благословение им плодиться и размножаться, так одним из первых дел Обновителя человечества было благословение брачного сожития и чадородия, с тем, без сомнения, чтобы члены семьи были вместе членами Его Церкви. Но Христос не ограничился тем, что подтвердил изначальное благословение брачной жизни. Он еще восстановил в первоначальной силе закон о браке. Вопреки Моисееву закону, дозволявшему, хотя и затруднявшему расторжение брака, и особенно вопреки мнению фарисеев, допускавших безусловную свободу развода, новый Законодатель Христос решительно воспрещает развод. На вопрос фарисеев: " По всякой ли причине позволительно разводиться с женою? " - Он указал на первоначальный закон единства и неразрывности брака, установленный при самом сотворении первой четы, и 1155703451225 прибавил: " Еже Бог сочета, человек да не разлучает" . Мысль о святости христианского брака сказалась в церковных законах о недозволении брака в известных близких степенях родства кровного и свойства, в родстве от святого Крещения. Не только венчание, но и предшествующее ему обручение, которое в древности совершалось иногда за несколько лет перед браком, почитаемо было столь священным, что с обрученной уже не мог другой вступать в брак при жизни жениха( Шестой Собор, правило 98) . Соответственно понятию о святости христианского брака венчание в древности соединялось с причащением Святых Тайн, а потому совершалось за Литургией. Когда же оно совершалось после Литургии, то жених и невеста во время самого венчания причащались преждеосвященных Даров, причем священник возглашал: " Святая святым" . По правилу Карфагенского собора( 13) новобрачные, ради благоговения к совершенному над ними таинству, должны пребывать первую ночь в девстве. Строгие церковные наказания за нарушение супружеской верности( отлучение от причащения Святых Тайн на 7- 15 лет) также свидетельствуют, как высоко Церковь смотрит на святость брака. О том же свидетельствует воззрение Церкви на вторичные браки. Церковь никогда не запрещала вторичных браков, напротив, отвергала, как ложное, мнение некоторых еретиков( монтанистов и новатиан) , которые хотели за двоебрачие отлучать от Церкви. Впрочем, согласно с учением апостола Павла, Церковь всегда воспрещала поставлять в священные степени двоеженцев. Кроме того, двоеженцам запрещалось причащаться Святых Тайн на один год, троеженцу- на три года, в наказание за недостаток терпения, самообладания и преданности в волю Божию. В чине венчания второбрачных преобладают молитвы о прощении им греха плотской немощи, побудившей их вступить в новый брак. По Василию Великому, третий брак только лучше распутства. Даже язычники в этом отношении были строги. Солон определил тяжкое наказание тому из афинских граждан, кто решился бы дать своим детям мачеху. О несовместности полигамии с христианством и говорить нечего. Мормоны за учение о полигамии лишены покровительства законов даже в такой либеральной стране, как Северо- Американские Штаты. Итак, смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах; вина в людях, которые ими соединены. Брак – это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Т от создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле. День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь. 16991- 88093 В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца. Вот совет: не демонстрируйте плохое настроение и оскорбленные чувства, не говорите гневно, не поступайте дурно. Ни одна женщина в мире не будет так переживать из- за резких или необдуманных слов, слетевших с ваших губ, как ваша собственная жена. И больше всего в мире бойтесь огорчить именно ее. Любовь не дает право вести себя грубо по отношению к тому, кого любишь. Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны. Примечания: 1. Codexluris Canonici. Vatican City, 1983. 2. Катехизис Католической Церкви. М. : Рудомино, 1996. Информация о первоисточнике: Игнатий Антиохийский" Послание к Поликарпу Смирнскому" , 5/ / Письма мужей апостольских. М. , Изд. совет Русской Православной Церкви, 2003. стр. 310. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско- историйского. СПб. 1911. Т. I, Правило 17. стр. 78. Свят. Григорий Богослов. " Слово 40 на святое крещение" / / Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Изд- во П. П. Сойкина. Т. 1. стр. 554. " Православие и мир. Электронная библиотека" ( lib. pravmir. ru) . . " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www. lib. eparhia- saratov. ru) .