a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Опубликовано: 2016-05-22 10:38:40

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» «Природа формирует свои законы языком математики» – э ти слова принадлежат Г. Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в пёстром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов объектов( что позволяет, решив задачу в общем виде, не решать её в каждом следующем частном случае заново) . Самый простой пример: 3+ 2 всегда 5, о чём бы не шла речь- о песчинках или планетах, о морях или цветах. Эту идею можно дать детям.  Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика даёт возможность увидеть, что порядок и определённость, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребёнка и его интеллект. Основная цель занятия математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.  Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, напомнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа играют тоже большую смысловую роль.  Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названия 3- 4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формировать, но нужно организовать опыт работы ребёнка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета.  Развитие чувства пропорции и чувства ритма также имеет отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость её преподавания детям, отвлечённость понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.   Так при одевании предложите ребёнку сравнить туфельки младшего или старшего ребёнка со своими: выяснить, какая туфелька больше( меньше) , прикладывая подошвы друг к другу. А во время обеда спросите у ребёнка, что они будут есть большой ложкой, а что – маленькой. На прогулке предложите собирать большие и маленькие камешки, листья, шишки. Эти и другие задания позволяют учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова «большой – маленький».  А вот задания, которые позволяют детям поупражняться в различии и назывании красного, жёлтого, зелёного и синего цветов.  1. При одевании на прогулку обсудите с ребёнком, какого цвета у него шапка, шарф, куртка, сапоги или туфли.  2. Собирая осенние листья, выберите красные, жёлтые, зелёные, коричневые.  3. Увидев в магазине ленты, предложите ребёнку назвать цвет ленты.  А вот задания, которые позволяют детям поупражняться в различии формы.  1. Принесите ребёнку много разных банок и флаконов с крышками, чтобы он имел возможность подобрать крышки по форме и по размеру.  2. На прогулке аккуратно намочите подошвы, сделайте отпечатки и сравните их по форме и по размеру.  3. Замесив тесто для печенья, делайте их вместе с ребёнком. По возможности как- то называйте их( «сердечко», «звёздочка», «полумесяц») .  А поупражняться в счёте поможет игра в «магазин». Вы будете выполнять роль продавца: продавать штучный товар, считать его и называть стоимость покупки. А ребёнок отсчитывать деньги( фишки) и пересчитывать товар, так как продавец иногда ошибается.  Формирование элементарных математических представлений, в конечном счёте есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребёнке. Важно, чтобы знакомство ребёнка с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных предметах, чтобы ребёнок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.  Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребёнка в получении результата. Всё это способствует формированию готовности к школьному обучению.  Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий( преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата) .  Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур – силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат. Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества( придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур – силуэтов из специального набора «ТАНГРАМ») .  Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая- либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.  Особое место математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.  Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга, треугольника. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Игра «ТАНГРАМ»- одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8 на 8 см. из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно- двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей. Делая вывод, хочется сказать, что ребенка можно научить практически всему на свете, если вы будете учиться вместе с ним.

Оставить комментарий: