a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка

Автор: Котова Оксана Николаевна Опубликовано: 2016-05-22 10:47:34

Документы для скачивания

Содержание 1. Введение …………………………………………………………………………. . 4 2. Сказка- как средство нравственного воспитания дошкольников …… ……. . . 7 3. Классификация сказок …………………………………………………………. . 8 4. Формы и методы работы ………………………………………………………. 10 5. Использование сказки в работе с родителями ………………………………. . 1 4 6. Заключение ………………………………………………………………. . ……. 1 6 7. Литература …………………………………………………………………… … 1 8 8. Приложение 1 ……………………………………………………………. . . …… 20 9. Приложение 2 …………………………………………………………………. . . 2 2 10. Приложение 3 …………………………………………………………………. 2 3 11. Прил ожение 4 ………………………………………………………… …… …. 2 6 12. Приложение 5 …………………………………………………………………. 3 4 Введение Нравственное воспитание дошкольников — важнейшая и, пожалуй, наиболее сложная задача воспитания. Важнейшая, потому что н равственность — это основа личности, что доказано многими психологами и педагогами( Л. И. Божович, Т. А. Репина, Я. 3. Неверович, С. Г. Якобсон, Ф. С. Левин- Ширина, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, С. А. Козлова, и др. ) . Нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. В своих и сследования х педагог Я. З. Неверович от мечает, что знание правил и поступки ребенка, даже соответствующие моральным нормам, далеко не всегда отражают его нравственную воспитанность. Чтобы правило стало средством нравственного воспитания, необходимо переходить от побуждения ребенка к поступкам, соответствующим правилам, к достижению детьми осознания слова «надо», которое является первой моральной инстанцией, вызывающей переживание ребенком необходимости поступать именно так, а не иначе. Детство в любом обществе- это время непрерывного изменения человека, когда он больше, чем в другие периоды жизни, подвержен воздействию культурной среды. Известно, что дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, и двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако этот путь очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины освоения норм морали. Поэтому важна роль взрослого: он должен определить, чему, как и когда учить ребенка. Совершенствование процесса воспитания, а особенно – его нравственной составляющей- важная задача дошкольной педагогики на современном этапе. Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении Первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость. Важным средством нравственного воспитания является художественная литература. Один из литературных жанров, особенно важный для формирования личности детей дошкольного возраста – сказка. В мировом творческом наследии жанр сказки представляет собой универсальное явление, при всем многообразии которого традиционные формулы сказки( сюжет, композиция, структура, герои) остаются стабил ьными для всех времен и народов. Испокон веков сказки выступают важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка- неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом. Н ародные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей, своеобразным" учебником жизни" . Благодаря своеобразному отношению ребенка к художественному вымыслу происходит то, что в сказочных героях ребенок начинает видеть себя самого, ставить себя на их место, сопереж ивая им и пытаясь содействовать. Особое значение для детей имеют сказки, героями которых являются сверстники: Мальчик- с- пальчик, Крошечка- Хаврошечка и другие, т. е. те персонажи, которые проявляют смелость, находчивость, доброту, справедливость. Цель данной работы состоит в том, чтобы дать рекомендации педагог у по практическому использованию сказки, выступающим важным средством в работе с дошкольниками по нравственному воспитанию. Т аким образом, данные рекомендации позволят педагогам построить систему работы по нравственному воспитанию на основе использования литературного жанра – сказки. Сказка- как средство нравственного воспитания дошкольников В мировом творческом наследии жанр сказки представляет собой универсальное явление, при всем многообразии которого традиционные формулы сказки( сюжет, композиция, структура, герои) остаются стабильными для всех времен и народов Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных. Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста возможно, так как: в сказке отражен опыт воспитания, накопленный предшествующем поколением; опосредовано( через образы главных героев; сюжет линии) просматриваются нравственные задачи доступность речевых конструкций; в сказке присутствует актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема сюжета; Д ля сказки характерна доступность речевых конструкций, «нравственный урок» является неотъемлемой композиционной составляющей. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Все указанные особенности сказки должны быть учтены при отборе материала для работы по нравственному воспитанию, при этом необходимо использование разнообразных форм и методов работы со сказкой в системе нравственного воспитания соответствующих их возрастным возможностям. Классификация сказок Бывают разные типы сказок. Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. Так, Померанцева Э. В. подразделяет фольклорные сказки на сказки: о животных, волшебные, авант юрно- новеллистические, бытовые. В сказочном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между сказочными жанрами. Сказка о животных( животный эпос) — это сказки, в которых, преимущественно, действуют животные. Сказки этого жанра имеет различные жанровые формы. В большинстве из них обладают кумулятивной композицией( Рекурсивная или Кумулятивная сказка) . Кумулятивную( цепевидную) композицию различают: С бесконечным повторением- Докучные сказки типа «Про белого бычка». С конечным повторением- Сказка типа «Репка», в которой нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся. Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки( «Волк и семеро козлят») . Отличием выделяемого жанра, помимо формы, является ещё то, что главные герои сказок — это звери( антропоморфизм) , а не люди. Звери совершают в сказке всевозможные трюки, с помощью которых они хотят для себя получить какую- нибудь выгоду( «Лиса и Волк») . Сказки о зверях и птицах долгие столетия были на Руси своего рода социальной, бытовой энциклопедией. Тут осуждены хитрецы, лжецы, пройдохи, недотепы, лентяи, воры, невежды, дураки, скупцы, забияки, грубияны, лицемеры, ханжи. Людские пороки выставлены на позор и смех. Волшебная сказк а- эта сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям( типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения») , но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Новеллистические сказки — это сказка, которая имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но имеет качественное с волшебной сказкой различие. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные событие( работник побеждает чёрта) . В бытовых сказках нет твердой границы, которая отделяет бытовую сказку от волшебной, равно как и от сказок, в которых действуют животные. В отличие от волшебной сказки бытовая сказка ироничнее, насмешливее. Шутка тут пронизывает всю историю. Формы и методы работы Формы организации работы это – фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с ребёнком. При этом целесообразно использовать формы обучения двух видов: повествовательные( чтение текста сказок) и вопросительно- ответные( диалогические) . Методы, используемые для работы со сказкой духовно- нравственного содержания – это: наставление и предостережение, метод примера, приспособления и ориентировки, воздержания, ограничения и самоограничения, метод награды и наказания, основанные на проблемно- диалогическом обучении. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Модель сказки- это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание. Все сказки делятся на коллективные( народные сказки) и индивидуальные( авторские сказки) . В ск азках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т. п. Одним из главных методических условий в процессе организации работы со сказкой является отбор сказок для восприятия детьми. Зачастую в работе используются сказки народные( русские народные сказки, украинские народные сказки и др. ) и сказки литературные( русских и зарубежных авторов) : А. С. Пушкина, П. Ершова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Г. - Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др. В качестве основных методов и приемов рекомендуются: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры- экспериментирования с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизации. Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Р оль педагога состоит в том, что используя традиционны е метод ы и прием ы работы со сказкой( чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, муль т- и кинофильмов по сказкам) необходимо подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит- инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические особенности детей, соблюдая принцип" От простого- к сложному" , создавая в группе комфортную предметно- пространственную развивающую среду. Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза- в- глаза. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Алгоритм работы со сказкой: Чтение сказки и её анализ- разбор педагогом. Формулирование целей работы с детьми. Поэтапное планирование работы. Итог работы со сказкой в форме выставок поделок, рисунков, результатов собственного сочинительства, показа спектаклей и др. Хорошо, если при подготовке инсценировки сказок дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, подберут себе элементы костюм ов, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный результат. Работу по формированию нравственных качеств дошкольников следует начинать с изучения социальн о- нравственного развития детей в н аблюдения х за детьми в повседневной жизни. Затем детям даются серии задани й. ( Приложение 1) . Результаты, которых фиксируются в таблице 1 и 2. ( Приложение 2) Наблюдения за детьми и анализ проведенных серий за дан ий позволяет установить уровень нравственного развития дошкольников и н аметить план работы. ( Приложение 3) Примеры занятий по плану представлены в приложении. ( Приложение 4) После реализации плана перед педагогом ст оит задача выявить характер изменений в уровне нравственной воспитанности старших дошкольников, которые должна была вызвать проделанная работа по воспитанию сказкой. Для этого необходимо провести повторное изучение уровня освоения нравственных норм дошкольников. Методы были идентичны тем, которые использовались на первом этапе работы. Результаты работы фиксируются в таблицах 1 и 2. ( Приложение 2) Таким образом, при анализе результатов проведенной работы с дет ьми отчетливо можно проследить существенные положительные изменения в поведении детей: повысилась дисциплинированность, дети в своем поведении стали осознанно руководствоваться нравственными нормами, повысился уровень освоения нравственных представлений, т. е. понятий. Таки х как: НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ Доброта Милосердие Совесть Зло Дружба Искренность Чуткость Щедрость Жадность Любовь Бережливость Бескорыстие Красота Жестокость Таинственность Патриотизм Гордость Память Презрение Храбрость Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Использование сказки в работе с родителями Родители самые первые воспитатели ребенка. В каждой нормальной семье, естественно, родители и дети любят друг друга. Но какая эта любовь? Любовь ребенка к родителям может стать эгоистической, если она не одухотворена творением добра. Если для ребенка родители являются только источником радостей, они нужны ему будут только для этого. Надо воспитывать в детском сердце подлинно человеческую любовь. Ведь, чтобы жить в обществе, надо уметь поступиться своими радостями ради благополучия других людей. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые завоевывают любовь детей своим отношением к труду, своей идейной убежденностью, преданностью. Их поведение служит для ребят наглядным примером. Они начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожим на педагога, маму, папу, своего товарища особенно сильно в дошкольном возрасте. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желаемые результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях. На развитие у ребенка нравственных качеств оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Задача детского сада- помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса. Н адо обязательно информировать родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информацию представлять в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения. Необходимо проводи ть индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы( как приобщить ребенка к слушанию книг, как использовать сказку для развития связной речи и др. ) . В уголке для родителей помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»;   «Сказка в жизни ребенка», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Личная библиотека вашего ребенка», «Рисуем сказку» и др. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей( «Там, на неведомых дорожках»- по произведениям А. С. Пушкина, «Радость»- по произведениям К. И. Чуковского, «Путешествие в страну сказки» по произведениям А. С. Пушкина, Х. . Кр. Андерсена, Братьев Гримм, Ш. Перро) . А так же вместе украша ть группу и изготовление костюмов героев вместе с родителями. Опыт проведения праздников по сказкам показывает, что на этих досугах царит атмосфера взаимопонимания взрослых и детей. Обычно после таких праздников дети и родители не торопятся расходиться, каждому хочется высказать свое впечатление, поделиться радостью от своего выступления. Особая роль принадлежит родительскому собранию — наиболее ёмкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь обсуждаем наиболее важные вопросы детского чтения, родители делятся собственным опытом чтения книг в семье, рассматриваем рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного. Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных каче ств ср едствами сказки необходимо проводить совместно с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, беседовать с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявляя происхождение тормозящих развитие факторов, обучая самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. Заключение Дошкольный возраст — период интенсивного морально- нравственного развития ребенка. Именно в этот период за кладываются первичные этические инстанции, которые во многом определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям Таким образом, нравственное воспитание дошкольников — важнейшая и сложная задача воспитания. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. С помощью сказки педагог решает множество задач вос питания детей. Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм  сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность  – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность  сказок повышает интерес к ним. Дидактизм  является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете. Литератур а Аникин, В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке[ Текст] : Очерки. / В. П. Аники н – М. : Дет. лит. , 1988. Большева, Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники[ Текст] : Учебно- методическое пособие. / Т. В. Большева. – СПб: «Детство- пресс», 2001. Бондарева С. П. Новые подходы к воспитанию гармонично развитой личности через восприятие произведений искусства и литературы. [ Текст] С. П. Бондарева. / / Организация работы библиотеки. - Б. м. , Б. г. - С. 45- 55. Детская психологи я[ Текст] / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн. : Университетское, 1988 Зеленкова И. Л. , Беляева Е. В. Этика. Учебное пособие и практикум. [ Текст] И. Л. Зеленова, Е. В. Беляева. - Минск, 1997. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. [ Текст] А. В. Запорожец. / / Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9. - с. 42 – 51. Ильин И. А. Духовный мир сказки. [ Текст] И. А. Ильин. – М. : Владос, 1993 Курган Г. И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения/ / Моральный выбор[ Текст] / Под ред. А. И. Титаренко- М. : Педагогика, 1980. - С. 155- 172. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. [ Текст] –М. : Просвещение, 1987. Мухина В. С. Детская психология. [ Текст] – М. : ООО" Апрель- Пресс" , ЗАО" ЭКСМО- Пресс" , 1999. Народное искусство в воспитании детей. [ Текст] / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2000. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6- 7 лет. [ Текст] - М. : Эксмо, 1992. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. [ Текст] О. И. Никифорова- М. : Книга, 1972. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. [ Текст] : Учебник. / Л. Ф. Обухова, — М. : Педагогическое общество России, 2001. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности дете й[ Текст] Л. Романенко/ / Дошк. воспитание. - 1990. - №7. - С. 15- 18. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. [ Текст] В. А. Сухомлинский – Киев, 1975. - 273 г. Смирнова Е. О. Психология ребенка. [ ] – М. : Школа- пресс, 1997. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. [ Текст] Б. М. Теплов – М. : Известия АПН РСФСР, 1947. - №11. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. [ Текст] А. П. Усова- М. : Просвещение, 1972. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. [ Текст] Л. Б. Фесюкова – М. : АСТ, 2000 Хвостов А. А. Диагностика индивидуальной морали: проблемы и перспективы. [ Текст] А. А. Хвостов/ / Развитие личности- 1998. - № 3- 4. - С. 62- 82. Щербина Г. К. Сказка как средство воспитания. [ Текст] Г. К. Щербина/ / Начальная школа. - 1995- №3 – С. 30- 35. Эльконинова Л. И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников[ Текст] Л. И. Эльконинова/ / Мир психологии, 1998. - №3. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. [ Текст] П. М Якобсон. - М. : Просвещение, 1964. Приложение 1 Серии заданий для изучения уровня освоения нравственных норм Придумать 3- 5 незаконченных ситуации, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка. Для этого необходимо подготовить 10- 12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы. Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2- 3 дня или по выбору, участвуют одни и те же дети. Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций: 1 Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам. Тогда Оля ответила…. . Что ответила Оля? Почему? 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра. Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. . . Что ответила Катя? Почему? 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша- зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом? » Саша ей ответил: …. . Что ответил Саша? Почему? Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа. Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой- плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему». Третья серия включает 2 подсерии. Подсерия 1- ребенку читают стихотворение Е Благининой «Подарок», а потом задают вопросы: «Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать игрушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему? Подсерия 2- участвуют те же дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проходит исследование, приглашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашают второго. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоциональные реакции детей. Обработка данных Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм: 1 Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. 2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 3. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное( правильно или неправильно, хорошо или плохо) , но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. 4. Ребенок не может оценить поступки детей. Приложение 2 Таблица 1 Результаты изучения уровня освоения нравственных норм № Ф. И. воспитанника Уровень осознания нравственных норм Заключение об уровне нравственного развития Таблица 2 Р езультаты изучения уровня освоения нравственных норм( % ) I уровень II уровень III уровень IV уровень% детей Приложение 3 Тематический план работы по нравственному воспитанию старших дошкольников средствами сказки Наименование раздела Цели и задачи Подготовка Используемые сказки 1. Первоначальное знакомство со сказками нравственного содержания Обучение детей умению выделять нравственный смысл сказки, обогащать морально- нравственный Подбор сказок нравственного содержание, составление вопросов по сказкам, игровых методов, занимательности, подготовка оборудования « Кот- серый лоб, козел да баран » «Снегурочка» «Коза- дереза» « Царевна- лягушка » « Иван- царевич и серый волк » « Лиса и козел » « Василиса Прекрас- ная » « Колосок » « Кот и лиса » « Зимовье » « Иван- крестьянский сын и чудо- юдо » « Мороз- ко » « Хавро- шечка » « По учьему велению » « Свинья и волк » 2 Осознание нравственного смысла сказки через продуктивные виды деятельности( рисование, ручной труд, аппликация, конструирование) Закрепление умения выделять нравственный смысл сказки, творчески отображать в практической деятельности Подбор сказок, составление беседы по сказке, подготовка материалов, организация выставки работ художников, ремесленников с нравственным содержанием по сказочным сюжетам 3 Осознание нравственного смысла сказки через драматизацию, инсценирование и отображение в игровой деятельности Закрепление умения выделять нравственный смысл сказки, творчески отображать в творческой и игровой деятельности Подбор сказок, составление беседы по сказке, подготовка материалов, организация выставки работ художников, ремесленников с нравственным содержанием по сказочным сюжетам 4 Составление сказок нравственно- этического характера по картине обучать детей приемам составления текстов морально- этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки. Обсуждение с детьми пословиц и поговорок, выявление черт характера различных героев, 5 Самостоятельное составление сказок нравственно- этического типа освоение детьми модели составления сказок морально- этического плана. Обсуждение с детьми пословиц и поговорок, выявление черт характера различных героев, Приложение 4 Конспект занятия: « В гостях у русской сказки». ( подготовительная группа) Цель: Создание условий для формирования у детей положительных нравственных качества через сказки. Задачи: Помочь детям определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость; развивать наблюдательность, память, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение; воспитывать у детей эмоциональный отклик, желание помочь в беде Аленушке. Материалы: корзина для Аленушки, кубик с иллюстрациями к русским народным сказкам, ширма и перчатные куклы, шапочки волка и лисы, игрушка- мальчик Иванушка с гармошкой. Предварительная работа: чтение сказок «Снегурочка», « Лесичка- сестричка и серый волк» и др. Ход занятия. Входит Аленушка( воспитатель) с корзиной в руках, здоровается. Аленушка. По травушкам и камушкам Тропинкою лесной Аленушка с Иванушкой Идут к себе домой. И хочет пить Иванушка, В лесу колодца нет, И вдруг в траве за камушком Увидел чей – то след. А в том следу была вода, Прозрачная до донышка, А в той воде была беда … Где братец твой, Аленушка? Узнали вы, ребята, из какой сказке я к вам пришла? ( Ответы детей. ) А пришла я потому, что мой Иванушка опять потерялся. Помогите мне его найти. Для этого надо выполнить задания. Вот они, в моей корзинке. Когда она опустеет, Иванушка и найдется. Что бы верный выбрать путь, Надо сесть и отдохнуть И в любимою корзинку Ненароком заглянуть 1задание. Аленушка показывает кубик « Бросайка » и просит запомнить картинки, а затем убирает картинку « Хаврошечка », предлагает детям вспомнить, какой иллюстрации не стало. Про остальные загадывает загадки. ( «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. ) А кто же моего братца унес? Может быть, тоже гуси лебеди? Хоть пляши ты тут, хоть пой, Где- то ж бродит братец мой? 2 задание. Игра- драматизация «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису» Лиса. Мужичка прехетрила И всю рыбу утащила! Вот устала так устала. Возле речки я гуляла. Появляется волк. Волк. Лисавета, здравствуй! Лиса. Как дела, зубастый? Волк. Ничего идут дела, Голова пока цела. Лиса. Где ты был? Волк. На рынке. Лиса. Что купил? Волк. Свининки Лиса. Сколько взяли? Волк. Шерсти клок… Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке… Лиса. Кто отгрыз? Волк. Собаки! Ну, а ты – то где была? Лиса. Рыбку в прорубе ловила. Только хвостик опустила, Видишь сколько наловила( показывает корзину с рыбой) . Волк. Рыбки тоже я хочу. Лиса. Так поймай, я научу. Ты ступай, дружок, к реке, Сядь в укромном уголке, Хвост свой в прорубь опускай И все время повторяй: « Ловись, рыбка большая и маленькая». Волк. Ну, спасибо, Лисавета, Помогла ты мне советом. Где тут прорубь? Покажи. Лиса показывает. Аленушка спрашивает у волка и лисы, где ее братец, но они его не видели. Аленушка. Хоть бы малую подсказку. Заглянуть бы надо в сказку. ( Достает из корзины игрушки бибабо- бабушка, дедушка и Снегурочка) Дети разыгрывают на ширме сказку «Снегурочка». Поблагодарив за выступление Аленушка увидела братца. Это игрушка- гормонист, она стоит около ширмы. Аленушка ругает братца, что он ушел от нее, но рада, что он нашелся. Аленушка. Мы Иванушку искали, С ног все позбевалися, А он вовсе не пропал, Он здесь рядышком играл. Угощает детей конфетами и благодарит за помощь в поисках брата. Конспект занятия: «Сказки». ( подготовительная группа) Цель: Формирование нравственных качества, как честность, послушание, справедливость. Задачи. Продолжать формировать умение адекватно оценивать их поступки Продолжать закреплять умение обыгрывать сказки с помощью игрушек, кукол, моделей. Воспитывать у детей умение взаимодействовать в игре, исполняя определенную роль, самостоятельно выбирать партнера. Ход занятия. Воспитатель заблаговременно и в тайне от остальных детей договаривается с одним ребенком о том, что он сыграет фрагмент роли герои сказки. Дети должны угадать сказку по фрагменту, сказать, чем она закончилась, и обыграть концовку. Если ребенку – артисту требуется партнер, он выбирает его сам. Воспитатель предлагает назвать сказку, которые дети не просто слышали, знают, но и в которые умеют играть. «Хотите, мы опять в них поиграем? А может быть, это будут другие сказки, а не те в которые мы играли в прошлый раз? Мы обязательно поиграем, но при условии: вы найдете названную мной сказку в группе и ответите на мои вопросы, внимательно выслушав их до конца. Чтобы ответить, нужно поднять руку»- Где у нас в группе расположена сказка «Зимовье»? - Мы посмотрим сегодня эпизод из этой сказки. Сыграет этот фрагмент Даша Даша сама выбирает себе партнера для игры, и они показывают предложенный воспитателем эпизод на ширме при помощи кукольного театра. - Я радуюсь тому, что бык – преданный и верный друг, а вы? - Как по – другому можно назвать сказку? - Чем похожи и чем отличаются все звери этой сказки? Далее воспитатель отмечает, что детей разные взгляды на поступок животных, приветствует разнообразие мнений, хвалит тех, кто хочет помочь. Предлагает найти в группе еще одну сказку- «Лисичка со скалочкой». Дети находят ее на фланелеграфе, отмечают необычность изображения ее персонажей: лиса- оранжевый овал, собака- коричневый овал, дом – красный квадрат, нора –черный прямоугольник. Детям предлагают вспомнить, чем закончилась сказка и обыграть это эпизод. Вопросы к детям- Чем закончилась сказка? - Правильно ли сделала собака, что отрепала лису? За, что она ее отрепала? - Если лиса всех обманывала, как можно ее назвать? ( Обманщица) . - Хорошо ли обманывать? - Значит, что собака правильно наказала лису? - Кому- нибудь жалко лису? Чем можно ей помочь? Воспитатель хвалит детей за желание помочь животным и лисе, когда они оказались в трудной ситуации. Предлагает поиграть в подвижную игру «Гуси- гуси». Далее воспитатель предлагает найти в группе сказку «Маленькая красная курочка»( настольный театр) и ребенку показать эпизод, когда курочка, принесла животным хлеб. Ребенок может сам себе выбрать помощника. Вопросы к детям. - Чем закончилась сказка? - Правильно ли поступила курочка, когда ни кому не дала хлеб? - Можно ли ее назвать жадной? Почему? Детям, которые считают, что курочка жадная, предлагают еще раз сыграть конец сказки и снова спрашивают их мнение о курочке. Все вместе дети приходят к выводу: курочка нежадная, а справедливая. Занятие заканчивается появлением девочки- курочки, которая приносит пирог. Дети благодарят курочку за доброту и угощение. Конспект занятия по русской народной сказке «Зимовье»( подготовительная группа) Цели: Расширение и конкретизирование представлений у детей о доброжелательном отношении к окружающим. Задачи: Формировать умение понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей; развивать память, речь, мышление; воспитывать любовь к животным. Материал. куклы настольного театра к сказке, ширма; листы бумаги, карандаши. Ход занятия. Давайте поиграем в слова- загадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. Кто это? ( Свинья. ) Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой( бык) . Маленький, горластый, хвостатый, яркий, разноцветный( петух) . Серый, злой, зубастый( волк) . - Вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе. ( «Теремок», «Рукавичка». ) Послушайте- об этом еще одну сказку — «Зимовье зверей». После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу. — О чем рассказывается в этой сказке? — Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? Домик для зимы, чтобы перезимовать, пережить холод. ) — Как можно было бы по- другому назвать эту сказку? — Для чего звери решили построить себе дом? Расскажите, как они строили дом. Кто что делал? ( Воспитатель побуждает детей повторять слова из текста. ) — Расскажите, как зимовали звери. Что случилось однажды? Как зверям удалось спастись? — Как вы думаете, что помогло зверям спастись? ( То, что их испугались волки. ) Есть такая пословица: «У страха глаза велики». Как вы ее понимаете? О ком в нашей истории так можно сказать? — Что показалось волку? Послушайте, я прочту об этом еще раз. — Нарисуйте, как вы представляете избушку- зимовье зверей. Поиграем в игру. За ширмой спрятались игрушки. Кто- то из вас будет говорить слова, а кто- то — отгадывать, о ком было сказано. Если он отгадает, зверушка покажется из- за ширмы. ( Дети договариваются по секрету от одного ребенка, о ком из животных они будут говорить. ) Игра продолжается, пока сохраняется интерес детей. Приложен и е 5 Фото 1. Чтение сказки « Хаврошечка ». 528955- 16510 Фото 2. Инсцен ировка по сказке «Зимовье ». 367665- 70485 Фото 3. Рисование по сказкам. Фото 4. Фланелеграф: По сказке «Теремок». 16083728773 Фото 5. Драматизация по сказке: «Репка». 419371- 9524 Фото 6. Лепка из пластилина по сказкам. 527685- 22860 Фото 7. Работы детей по сказкам.

Коментарии
ооооо написано 2016-05-24 04:06:35
оооооо
Ответить

Оставить комментарий: