a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад

Автор: Котова Оксана Николаевна Опубликовано: 2016-05-22 10:59:11

Документы для скачивания

Доклад Тема: «Познавательно- исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитие». Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.   Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, эксп ериментировать, а самое главное самовыражаться. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно- речевому развитию. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы. По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные,  однократные или циклические( цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д. ) Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность( например, при использовании горящей свечи) . Положительные стороны демонстрационного метода: 1. Практически исключены ошибки при проведении опытов.   2. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.   3. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.   4. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.   5. Проще решаются вопросы гигиены. Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны: 1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали.     2. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон.   3. Сравнительно низок эмоц иональный уровень восприятия.   4. Сведена до минимума инициатива детей.   Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы». Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут:  - хорошо видеть мелкие детали;  - рассмотреть объект со всех сторон;  - использовать для обследования все анализаторы;  - реализовать заложенную в них потребность к деятельности;  - работать в индивидуальном ритме. Сла бые стороны фронтального метода: 1. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усв оения знаний каждым ребенком.   2. Труднее установить контакт с детьми.   3. Постоянно возникает н есинхронность в работе детей.   4. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных. Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса: 1.  Непосредственно- организованная деятельность с детьми  . Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способ ностей, воспитателями разрабатывается перспективный план опытов и экспериментов.   2.  Совместная деятельность с детьми ( наблюдения, труд, художественное творчество) . 3.  Самостоятельная деятельность детей ( работа в лаборатории) . 4.  Совместная работа с родителями ( участие в различных исследовательских проектах) . Структура  детского экспериментирования: Выделение и постановка проблемы( выбор темы исследования) . Выдвижение гипотезы  . Поиск и предложение возможных вариантов решения. Сбор материала. Обобщение полученных данных. По результатам проведённого исследования делаем вывод: ( Дерево лёгкое, плавает в воде; д ерево твёр дое, хорошо поддаётся обработке; д ревесина непрозрачная  и  имеет свой рисунок. ) Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.   Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах подбираются места и оборудования для «Детской научной лаборатории», а также уголки экспериментирования, уголки постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.   В   детской исследовательской лаборатории  дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.   В уголке могут быть: • Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, , пластмассы; • Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; • Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; • Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; • Мука, соль, сода, свечи, фонарики; • Детские халаты, фартуки; • Схемы для проведения опытов; • Журнал для фиксирования результатов. Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Поэтому так в ажно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников. Одной из форм работы с родителями является: - Привлечение к   созданию познавательно- развивающей среды  в группе.   Оформление наглядной информации  в родительском уголке –  Консультации  ,   Памятки. –  Рекомендации. - Родительские собрания  ,   открытые занятия для родителей. - Оформление папки- передвижки, выставки, мини- библиотечки и др. - О формление альбомов, плакатов.

Оставить комментарий: