a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации для родителей

Автор: Котова Оксана Николаевна Опубликовано: 2016-05-22 11:11:25

Особенности старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.   Ребёнок 5- 6 лет стремится познать себя и другого человека как представител я общества, а так же дошкольники совершают положительный нравственный выбор( преимущественно в воображаемом плане) . Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий- вежливый,   честный,   заботливый и др.   В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность   саморегуляции,   т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела,   доводить до конца малопривлекательную работу  ( убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п. ) . Это становится возможным благодаря   осознанию   детьми   общепринятых норм и правил поведения   и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально- нравственным представлениям. Однако соблюдение норм( дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д. ) , как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.   В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре( «С ним интересно играть» и т. п. ) или его положительными качествами( «Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п. ) .   Общение детей   становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.   В 5- 6 лет у ребёнка формируется   система первичной половой идентичности   по существенным признакам( женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии) . При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки- на такие, как сила, способность заступиться за другого.    В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать   совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга- указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем( «Кто будет…? ») . Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.    Ловкость и развитие   мелкой моторики   проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.     Внимание   детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20- 25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен   действовать по правилу,   которое задаётся взрос лым   Объём памяти   изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства( в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки) .      Для детей этого возраста   становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.   Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства   интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации( громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п. ) .   Круг чтения   ребёнка пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстн иками, с историей страны. Ребенок способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно   чтение с продолжением.   Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию   читательских симпатий.  .   В процессе   восприятия художественных произведений   дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.   В изобразительной деятельности   дети также могут изобразить задуманное( замысел ведёт за собой изображение) . Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: ребята могут проводить узкие и широкие линии краской( концом кисти и плашмя) , рисовать кольца, дуги, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для полу чения более светлого оттенка. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.   Старшие дошкольники в состоянии   лепить   из целого куска глины( пластелина) , моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.    

Оставить комментарий: