"Показатели развития ребенка 5-6 года жизни"
Показатели развития ребенка 5-6 года жизни
Навыки социализации и коммуникации:
- Ведет себя в соответствии с правилами культурного поведения на улице и в общественных местах.
- Не мешает детям во время игр, в спальне, при одевании и раздевании.
- Соблюдает правила в играх, умеет уступать.
- Проявляет сочувствие, не перекладывает вину на другого.
- Не стремится привлекать к себе особое внимание, не хвастает.
- Не стремится брать себе самое лучшее.
- Способен адекватно оценивать свои поступки.
- Способен первым сделать шаг к примирению.
- Не разрушает сделанного другими.
- Бережно относится к вещам и игрушкам (не ломает, не пачкает), использует их по назначению.
- Разбирает постройки конструктора и аккуратно складывает детали в коробку.
- Выходя из-за стола, тихо задвигает стул, благодарит взрослых.
- Самостоятельно одевается и раздевается.
- Аккуратно складывает и вешает одежду, ставит обувь на место.
- Самостоятельно приводит в порядок свою одежду и обувь (моет, чистит, просушивает).
- Сервирует стол: раздавать второе и третье блюда, убирать посуду после еды.
- Включается в коллективную деятельность.
- Охотно отзывается на просьбы взрослого, предлагает помощь, сознательно оказывает услугу (уступает место, поднимает уроненную вещь и т.п.).
- Планирует свою деятельность, делать несложные заготовки, экономно и рационально расходует материал.
- Разговаривает в приветливой форме, уважительно называет сверстников по имени.
- Дружелюбно напоминает сверстникам о тех или иных правилах поведения.
- Внимательно слушает товарища.
- Вежливо отвечает на просьбу, вопрос.
- Вежливо говорит товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогает устранять их.
- Договаривается, по-доброму распределять игрушки, роли в играх.
- Приходит на защиту обиженному.
- По-доброму высказывает собственное мнение, считается с мнением других.
- Оценивает поступки, но не характеры.
- Самостоятельно пытается найти выход из конфликтных ситуаций.
- Не проявляет агрессии по отношению к другим.
Общая осведомленность и речевое развитие:
- Имеет представлениео понятиях Россия,Родина, столица, край, в котором живет.
- Знает город, в котором живет, адрес проживания, фамилию, имя, отчество родителей.
- Знает некоторые рода войск.
- Знает основы правил дорожного движения (где и как переходить улицу).
- Знает флаг и герб России, смысл ритуалов, связанных с государственной символикой.
- Знает правила поведения в природе и имеет представление об её охране.
- Имеет представление о космосе.
- Знает дни недели, последовательность времени суток.
- Имеет представление о сезонных изменениях в природе.
- Имеет представление о том, где и как выращивают овощи и фрукты.
- Имеет представления о труде людей в городе и сельской местности.
- Имеет представления об условиях, необходимых для роста растений.
- Различает и называть деревья, кустарники по внешнему виду (коре, листьям, плодам).
- Имеет представления о лесных ягодах и грибах (съедобных и несъедобных).
- Имеет представления о домашних, диких животных, птицах, рыбах.
- Имеет представления о переходе воды из жидкого в твердое состояние и из твердого в жидкое.
- Считает в пределах 10 (количественный счет).
- Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливает какое число больше (меньше) другого.
- Уравнивает неравное число предметов двумя способами.
- Сравнивает до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, ширины, высоты и понимает соотношение между ними.
- Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
- Ориентируется во времени: вчера, сегодня, завтра.
- Знает арифметические действия: сложение и вычитание, знаки «+» и «-».
- Придумывает и решает простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание.
- Владеет обобщающими понятиями: насекомые, зимующие и перелетные птицы, головные уборы, рабочие инструменты.
- Подбирает антонимы и синонимы к существительным, прилагательным, глаголам.
- Употребляет наречия (поздно, морозно, нежно и т.п.).
- Образовывает сложные слова (вездеход, пылесос, голубоглазый и т.п.).
- Образовывает однокоренные слова (дом-домишко-домище-домовой и т.п.).
- Образовывает сравнительную степень прилагательных (чище, слаще, веселее).
- Образовывает притяжательные прилагательные от существительных (мамин, лисий и т.п.).
- Образовывает по аналогии различные части речи: существительные (сахарница-хлебница), глаголы (прилетел-прибежал), прилагательные (ушастый-зубастый), причастий и деепричастий (плачущий-играющий).
- Употребляет в речи простые и сложные предложения.
- Составляет небольшой рассказ о предмете, по картине, по серии сюжетных картин, по предложенной теме (по образцу, плану).
- Дифференцирует шипящие и свистящие звуки (ш-с, ж-з, ч-ц), звонкие – глухие (в-ф, з-с), соноры (л-р).
- Театрализовывает небольшие произведения.
Развитие моторно-двигательной сферы:
- Регулирует силу нажима на карандаш и кисть, изменяет направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.
- Свободно владеет карандашом и кистью при разных приемах рисования.
- Лепит фигуру человека и животных в движении.
- Лепит посуду из целого куска глины или пластилина ленточным способом.
- Применяет при лепке различные способы, используя стеку.
- Сглаживает поверхность изделий при лепке.
- Изготавливая предметы, умеет делать их устойчивыми.
- Владеет приемами крепления деталей при помощи шликера (жидкой глины), не нарушая форму сдавливанием.
- Раскатывает комок глины (пластилина) в тонкую пластину, оставлять на ней отпечатки от предметов методом вдавливания.
- Использует прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
- Использует способ обрывания при работе с бумагой.
- Сгибает лист бумаги вчетверо в разных направлениях.
- Вырезает ножницами по готовой выкройке.
- Заплетает косички из толстых ниток, полосок ткани.
- Пользуется иголкой (вдевать нитку, завязывать узелок).
- Владеет швом «вперед иголка».
- Владеет биссероплетением.
- Ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
- Выполняет танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте (с продвижением вперед и в кружении), движение парами.
- Пользуется ложкой, вилкой, ножом, салфеткой при приеме пищи.
- Пришивает пуговицы (под контролем взрослого).
- Лазает по гимнастической стенке (высота-2,5 м) с изменением темпа.
- Прыгает с высоты 20 см на мягкое покрытие.
- Прыгает в длину с места не менее 80 см.
- Прыгает в длину с разбега не менее 100 см.
- Прыгает в высоту с разбега не менее 40 см.
- Прыгает через короткую и длинную скакалку.
- Метает предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м.
- Бросает мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой.
- Отбывает мяч на месте не менее 10 раз.
- Сохраняет устойчивое равновесие при выполнении упражнений на ограниченной площади опоры.
- Перестраивается в колонну по три, четыре.
- Бегает на скорость 20 м за 5 - 5,5 сек.
- Равняется размыкаться в колонне, шеренге.
- Выполняет повороты направо, налево, кругом.
- Самостоятельно скользить по ледяным дорожкам.
Художественно-эстетическое развитие:
- Передает в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание различных изобразительных материалов.
- Изображает в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
- Располагает изображение на всем листе, на одной линии и на широкой полосе.
- Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа.
- Создает узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
- Рисует по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
- Лепит предметы по мотивам народных игрушек и керамических изделий.
- Расписывает изделия гуашью.
- Владеет навыками украшения налепом, углубленным рельефом.
- Лепит полуобъемные (рельефные) предметы (маски).
- Использует в лепке дополнительный материал.
- Осмысленно использует бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.
- Создает новые образы, фантазировать.
- Выполняет работу по представлению и с натуры.
- Внимательно слушает музыкальное произведение, чувствует его характер, передает в движении.
- Знает и различает жанры музыкальных произведений (марш, полька, вальс).
- Знает и различает звучание музыкальных инструментов (рояль, скрипка, аккордеон, гитара, флейта).
- Поет без напряжения, плавно, легким звуком.
- Отчетливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает песню.
- Поет в сопровождении музыкального инструмента и без него.
- Самостоятельно меняет движения в соответствии с 3-частной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
- Самостоятельно инсценирует содержание песни, хоровода, действует не подражая другим.
- Сочиняет элементарное ритмическое сопровождение на барабане, бубне, ложках, треугольнике.
- Различает разнообразие музыкальных инструментов в их сольном и оркестровом звучании, различает их по тембру и внешнему виду.
- Поет индивидуально и коллективно без сопровождения.
- Воспроизводит несложный музыкальный ритмический рисунок.
- Владеет навыками звукообразования, чистотой интонирования.
Выполняет здоровьесберегающие мероприятия:
- Следит за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
- Следит за чистотой ногтей, имеет привычку чистить зубы.
- Имеет привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем.
- При кашле, чихании отворачивается, прикрывает рот носовым платком.
- Ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
- Моет ноги перед сном.
- Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 2 км.
- Катается на самокате.
- Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
- Плавает (произвольно).
- Бегает на выносливость в течение 2-2,5 мин.
- При беге, ходьбе сохраняет правильную осанку.
- Охотно посещает профилактические процедуры (массаж, лечебную физкультуру и т.п.).
- Охотно посещает закаливающие процедуры (бассейн, сауну).
- Имеет представления о том, как надо одеваться в соответствии с погодой.
- Способен отказаться от пищи, которая может нанести вред здоровью.
- Охотно пьет фруктовые соки, ест овощные салаты.
- Своевременно сообщает взрослому о дискомфорте (замерзание, перегрев, нехватка свежего воздуха и т.п.), о болевых ощущениях.
- Владеет элементами точечного самомассажа.
- Делает дыхательную гимнастику.
Развитие навыков моделирования:
- Использует строительные детали, природный и бросовый материал с учетом их конструктивных свойств.
- Создает постройки и поделки по рисунку, схеме.
- Создает макет знакомого помещения в уменьшенном масштабе, используя мелкую игрушечную мебель.
- Конструирует из бумаги, коробочек и другого бросового материала кукольную мебель, танспорт.
- Конструирует костюмы для кукол из кусочков ткани, меха и другого неоформленного материала.
- Ориентируется в карте-плане родного города, района.
- Находит спрятанный предмет по схеме (принцип игры «Зарница», «Казаки-разбойники»).
- Изображает на листе вид «сверху» своего участка, группы, квартиры.
Предыдущие материалы