Заботливая ласка, разумная требовательность
Документы для скачивания
Заботливая ласка, разумная требовательность
Именно в дошкольном возрасте закладываются прочные _ основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Эти моральные чувства, служащие основой нравственного воспитания дошкольников, несовместимы с равнодушным, безразличным отношением к радостям и огорчениям сверстника, печальному настроению взрослых. Умение деликатно проявить внимание (но не быть назойливым!) требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример в искреннем проявлении чувств по отношению к другим людям. Интересны данные, полученные рядом исследователей, которые наблюдали, как действуют на эмоциональное развитие дошкольников мимика, интонация речи взрослых. Оказалось: если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны к тому, что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и со взрослыми выражено слабо. Это плохо не только само по себе — отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное и физическое развитие детей.
Следует помнить, что положительные состояния ребенка — бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенность — благотворно сказываются и на жизнедеятельности организма в целом. Отрицательные же чувства — состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний, порицаний — ведут к нежелательным результатам.
Если взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребенка складывается недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими ЛЮДЬМИ.
Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость малыша становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности.
Поспешите выразить ребенку одобрение, если вы видите, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить.
Искренне разделите радость малыша, которому удалось то, что раньше не получалось (никак не складывалась из кубиков высокая башня!).
Поощряйте старание ребенка, выражайте уверенность в том, что он справится с поручением, которое ему дают («Ты прекрасно сумеешь полить цветы!»). Особенно важно поддержать робкого ребенка, который отказывается что-то сделать лишь потому, что боится неудач, опасается, что у него ничего не получится, что он не справится. Такому малышу следует кое в чем помочь, но так, чтобы он главную часть работы сделал сам.
Есть дети, которые легкомысленно за все берутся и при этом хвастливо заявляют, что они все умеют, но бросают дело при возникновении первых же затруднений. Их следует научить, как именно надо делать, потребовать, чтобы дело было доведено до конца, проследить, чтобы снова не былапроявлена небрежность.
Взрослый должен выразить чувство справедливого негодования, если ребенок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и трудиться.
Не скупитесь на ласку. Это, конечно, не означает отсутствие требовательности по отношению к малышу. В советской педагогике зарекомендовал себя такой подход к детям, при котором ласковое, заботливое отношение к ним сочетается с разумной требовательностью, причем эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берется малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше им не повторится... Такое доверие взрослых придает ребенку уверенность в своих силах и возможностях, вызывает желание помогать взрослым, быть занятым полезным делом.
В соответствии с установившимися традициями советской дошкольной педагогики можно сформулировать следующее правило, выполнение которого должно стать неукоснительным: «В нравственном воспитании маленьких детей должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых». Только в этом случае у ребенка возникает состояние эмоционального благополучия. Только в этом случае он будет охотно и непринужденно общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними дома, во дворе или в детском саду, с готовностью станет делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.
Что же создает эти условия эмоционального благополучия дошкольника, столь важные для развития его чувств? Некоторые условия мы уже назвали. Добавим еще: очень важно, чтобы взрослые доброжелательно относились к детям. Иногда малыши бывают назойливы — они задают вопросы, требуют внимания к себе как раз тогда, когда взрослые заняты... Но никогда не следует отмахиваться от ребенка. Конечно, он должен научиться уважать вашу занятость, но всегда можно договориться с ним. Например, отец может сказать: «Ты пока поиграй, а как только я освобожусь, мы с тобой поговорим. Я буду помнить, о чем ты меня спрашиваешь». Пяти-семилетнего ребенка вполне удовлетворяет такой ответ — ведь отец всегда держит свое слово!
Заинтересованность взрослых успехами малыша укрепляет его веру в свои силы, помогает видеть смысл и значение выполняемого дела. Важно, чтобы взрослые с готовностью учили ребенка тому, что он еще не умеет. Здесь нередко приходится запастись терпением, выдержкой. Не стоит упрекать ребенка за то, что у него что-то не получается, не так, как хотелось бы взрослому. Дочка вытирает чашку и прикладывает так много усилий, что отламывает у нее ручку. Разумеется, по этому поводу можно заметить, что в следующий раз надо быть осторожнее, но не стоит строго выговаривать. Лучше всего, если мать покажет, как несколькими легкими движениями можно вытереть чашку, и при этом шутливо заметит: «А ты немножко перестаралась».