a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Правдивость и деликатность

Автор: Грибач Елена Ивановна Опубликовано: 2016-05-29 21:44:27

Документы для скачивания

Правдивость и деликатность

 

Одно из важных качеств личности, начала которого заклады­ваются в дошкольном детстве. — честность. Мы вправе тре­бовать и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости успешнее осуществляется в условиях справедливых требований.

Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы: сказать или не сказать, что это он разбил тарелку, потерял ключик от заводной игрушки, порвал книжку? Если промолчать, то, может быть, никто и не узнает, а сказать — будут упрекать. Вот здесь-то и проявля­ется формирующийся характер. Что победит — трусость или мужество и правдивость?

Родителям надо видеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка, и осторожно, неназойливо укреплять его в принятии правильного решения. Часто опыт­ные педагоги в помощь себе привлекают художественную литературу — рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку — он сам должен разобраться в поступке героя.

Художественное слово силой своей образности и конкрет­ности воздействует на детей, возбуждая чувство любви и ува­жения к честным и правдивым людям и, наоборот, чувство презрения ко всякой лжи, к корыстным действиям,

Очень важно также использовать для воспитания правдиво­сти конкретные примеры честного и нравственного пове­дения самих детей. Особенно в старшем дошкольном воз­расте такие примеры могут стать предметом для беседы, они могут вызвать ребенка на разговор, направить его раз­мышления.

Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или сверстника, их размышления об этом поступке сами по себе не превра­тятся у детей в устойчивые черты личности. Необходимо поза­ботиться о том, чтобы возникшее переживание вызывало готовность поступать так же, как герой литературного произ­ведения.

Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взро­слых, они не позволят себе указывать на физические недо­статки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое вре­мя, когда поразивший его человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы, взрослые тут же нередко удовлетворяют «любознательность» ребенка, тем самым причиняя страдания человеку.

Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш недоумевает, почему старшие недовольны его поведением — ведь он сказал правду, что человек с горбом на спине некрасивый, что он ему не нравится.

Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искрен­ность не могут быть прямолинейными, что главное — не при­чинять боли другому человеку.

Заметим, что воспитание такой сдержанности -- дело нелегкое. Малышу требования наши могут показаться проти­воречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования, предъявляемые к малышу, дадут результат и в этом случае готовность поступать так же, как герой литературного произ­ведения.

Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взро­слых, они не позволят себе указывать на физические недо­статки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое вре­мя, когда поразивший его человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы, взрослые тут же нередко удовлетворяют «любознательность» ребенка, тем самым причиняя страдания человеку.

Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш недоумевает, почему старшие недовольны его поведением — ведь он сказал правду, что человек с горбом на спине некрасивый, что он ему не нравится.

Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искрен­ность не могут быть прямолинейными, что главное — не при­чинять боли другому человеку.

Заметим, что воспитание такой сдержанности - дело нелегкое. Малышу требования наши могут показаться проти­воречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования, предъявляемые к малышу, дадут результат и в этом случае.

 

 

Оставить комментарий: