Развитие и формирование способностей у детей
Задачи развития способностей у детей обусловливается общими требованиями всестороннего развития личности. Источником развития и формирования способностей является деятельность. В игровой деятельности маленького ребёнка происходит формирование способностей. Например, ребёнок строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения солдатиков, и в это время у него формируется отдельные предпосылки архитектурных и математических способностей.
В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Активность развития и формирование способностей школьников определяется целенаправленность обучения и воспитания детей в школе. Способности могут развиваться и стихийно, в процессе той или иной деятельности. Однако формирование способностей в этом случае будет замедленным и потребует больше сил. Под влиянием же обучения и воспитания развитие способностей происходит значительно быстрее и продуктивнее. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных способностей необходимо, прежде всего, развить у них интерес к учебным занятиям и научить систематически и рационально трудиться.
В воспитании интереса и любви к труду у младших школьников большое значение имеют положительный пример, раскрытие им величие трудового энтузиазма родителей, прославленных людей нашего времени. Очень важно, чтобы дети в действительности, в жизни видели серьёзное, ответственное отношение взрослых к процессу и результатам труда. Всё это способствует тому. Что они сами начинают добросовестно трудиться. При этом необходимо, чтобы взрослые замечали все те усилия детей, которые они проявляют при достижении конкретной цели в трудовой или учебной деятельности, и всячески поощряли их успехи.
В начальных классах воспитание у школьников трудолюбия, интереса к занятиям начинается с формирования у них привычки активно работать в течение всего урока и на каждом уроке. Увлечение работой, удовлетворение, которое получает ребёнок от учебных занятий, служат необходимыми факторами в развитии у него общей способности трудиться, способности к учению. Пристрастие к деятельности не является чем-то внешним по отношению к способностям - такая склонность является стороной способностей и одним из двигателей их развития.
Постоянное усвоение разнообразных знаний, наличие проблемных ситуаций в решении тех или иных учебных задач, необходимость постоянного сравнения, обобщения, анализа и синтеза изучаемого материала в процессе обучения в школе есть та основа, на которой развиваются умственные способности учащихся. Воспитание способностей у учащихся, и прежде всего умственных способностей, неразрывно связано с общими задачами воспитания и формирования личности школьника в целом. Высокий уровень развития умственных способностей, широта и глубина знаний, способность к труду, способность преодолевать трудности у учащихся обусловлены формированием у них сознательного, ответственного отношения к порученному делу, моральной ответственности за своё поведение, развитием чувства долга, уважения и любви к труду.
Одним из показателей умственных способностей, способностей к учению является быстрота усвоения учебного материала. И нередко учителя излишне спокойных, с замедленной реакцией, с флегматичным темпераментом школьников неоправданно относят к числу неспособных, тем самым искусственно тормозят развитие их способностей. Учителя следует очень внимательно подойти к каждому ученику, всесторонне изучить и проанализировать привычки, характер, интересы, бытовые условия школьников, и особенно тех, которых, по мнению педагога, необходимо отнести к числу неспособных, неуспевающих. Выясненная вовремя причина плохого, медленного усвоения учебного материала, слабого формирования тех или иных навыков поможет учителю воздержаться от необоснованных решений об отсутствии способностей у того или иного ученика. В противном случае возможны серьёзные ошибки.
Чем раньше будут замечены, выявлены способности ребёнка, тем больше возможностей имеется для более раннего начала их целенаправленного развития. Раннее проявление способностей часто служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения и целенаправленного руководства со стороны взрослых, и прежде всего воспитателя, способности могут не развиться и заглохнут. Этим объясняются факты, когда многие дошкольники и младшие школьники проявляют незаурядные способности к рисованию, лепке, музыке, конструированию, математике, а в старших классах становятся самыми средними учащимися.
Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки. Целенаправленному формированию содействуют также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок. Вечера художественной самодеятельности, школьные, районные и городские олимпиады по учебным предметам.
В старшем школьном возрасте развитие способностей тесно связано с существенными изменениями в становлении личности учащихся. В этом возрасте большинство подростков стремится определить цель жизни, выбрать профессию. Стремление к самоопределению заставляет их серьёзно подумать о своём призвании, самостоятельно определить пути и средства развития своих способностей. Поддержка со стороны взрослых самостоятельных решений учащихся старших классов в выборе профессий, наиболее правильного в дальнейшем использовании своих способностей и усилий является необходимой для окончательного решения старшеклассником вопроса о своём жизненном призвании.
Таким образом, всестороннее развитие способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника и во многом обеспечивает подготовку сознательных и творчески активных взрослых личностей.