Занятие познавательного характера в старшей группе "Церковный перезвон"
Документы для скачивания
Занятие познавательного характера в старшей группе На тему: « Церковный перезвон» Воспитатель: Петрожикая О. Л. ( Из опыта работ) Проблемная ситуация: Разрушенные архитектурно- исторические здания. Проект: Восстановление старинных зданий: Храмов, церквей. Возрождение духовности и преемственности поколений. Цель и задачи: Развивать интерес к знакомству с храмами, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию к истокам отечественной культуры. - Дать представление о церкви- доме Божьем. - Показать красоту русской архитектуры. - Учить детей обводить трафарет по контуру с применением Т РИЗ а в технике « граттаж ». - Воспитывать интерес к истории родного края. Активизация и обогащение словаря: Р ест а вратор, купол, граттаж, архитектура, собор, колокольня, бил- язык. Оборудование и материал к занятию: Ф отографии церквей и собора города Кяхта в мультимеди а сопровождении, магнитофонная запись «Колокольный звон», макет Троицкого собора, документальная литература –Б. Б. Михайлов «Летопись Кяхты», трафареты по количеству детей, деревянные палочки для процарапывания. Ход занятия: ( Звучит запись колокольного звона) - Дети, что это за звуки? - Где можно услышать колокольный звон? - Правильно, у церкви по дороге в детский сад. Сегодня я расскажу о церкви и её назначении для человека. - Соборы и церкви отличаются от обычных зданий. Дело в том, что эти здания постро е ны для особых целей. Их возводят для верующих в бога. Чтобы люди могли общаться с богом и совершать религиозные обряды. - Человек должен знать, что церковь – Божий дом. Вовремя церковной службы пробуждаются силы и вдохновения на делание добра, единения людей. Через молитву люди общаются, т. е. разговаривают с богом. Просят у него помощи, защиты, здоровья, прощения, б л агодарят за что- нибудь. - Пойти в церковь можно с мамой или с другими родственниками. - А кто из вас был в церкви? - Что вы там видели? - Да, там совершаются разные религиозные обряды( Венчание, крещение) . - Кто ответит, почему церкви и храмы у нас белого цвета? - Потому что храмы строили из белого камня, белый цвет – цвет чистоты и величия. - Какие церкви и соборы вы знаете в нашей Кяхте? ( Мультимедиа сопровождение видов церквей города) . - Соборы! Нет архитектурные шедевры- Убранством славились вы по Сибири всей- На страже рубежей, отечества и веры- Стояли гордо маковки церквей! - Так описал наш Кяхтинский поэт – Николай Мунгалов соборы в прошлом. Время не пощадило один из самых красивей ших соборов русской архитектуры, пожары наложили свой отпечаток на Троицкий собор( мультимедиа сопровождение храма: прошлое и настоящее) . - Когда – то собор считался самым крупным церковным зданием Забайкалья. - В центре Троицкосавска – Кяхты на средства Кяхтинского купечества был воздвигнут каменный собор. - Давайте вернёмся с вами в прошлое и посмотрим каким – же был Троицкий собор. - Дети, закройте все глаза «1, 2, 3- собор из прошлого верни! ( Показ макета собора) - Рассмотрим его. Собор белого цвета, цвета чистоты и величия. Он двухэтажный. Состоит из двух частей: собор и колокольня. - Мощь купола венчается громадным шаром на тонкой подставке- шпиле с крестом над ним. Эта форма шара дала повод для возникновения легенды о том, что шар подчёркивает роль Кяхты в мировой торговли», через Кяхту проходил знаменитый чайный путь. - А шар означал – глобус. Теперь обратите своё внимание на арочную форму окон, которые не только подчёркивали красоту здания, но как – бы зрительно увеличили его красоту. - Окна у церкви служат не только для того, чтобы смотреть через них на улицу, а чтобы свет проникал. Внутри, интерьеры собора украшали иконы и другие церковные убранства, в большом количестве приобретавшимся благодаря щедрым пожертвованиям купечества. - А эта часть – многоярусная колокольня, когда- то здесь насчитывалось 8 колоколов. Колокола отливались из специального металла, из меди, с привеш е нным внутри билом или языком. ( Показ била у колокольчика) . - Большие колокола зовутся Божьим гласом. Издавна колокольный звон звал не только на богослужения и праздники, а также предупреждал о беде, пожаре, нападении врагов. - Дрожит морозная округа От звона всех колоколов, И мы спешим тесня друг друга На их призывный медный звук. - Сегодня мы с вами ребята будем реставраторами. Рест а вратор – это человек, кто чинит и обновляет древние поломанные вещи т. е. восстанавливает их. Мы попробуем восстановить колокольню Троицкого собора. Для этого возьмём волшебные палочки, наложим траф а рет на лист бумаги, которые заранее приготовили для работы, обведём контур трафарета сверху вниз с одной стороны, а потом с другой стороны. ( Показ работы в технике « граттаж ») . - Я перенесу вас в будущее и мы с вами станем реставраторами: « 1, 2, 3- время в будущее поверни ». ( Работа детей) . Итог работы педагогом. - Сегодня я рассказала вам о церкви и её назначении, а также мы совершили путешествие во времени. Я надеюсь, что когда- нибудь отреставрируют собор, может кто – то из вас, ребята, станет реставратором или спонсором и восстановит духовную святыню нашего Отечества. 284877053250100- 57404047117000 Троицкий собор. Вид с южной стороны. Наши дни.