Развивающая предметно – пространственная и игровая среда по художественно – эстетическому направлению в старшей группе
Документы для скачивания
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Ординский детский сад №1»
Развивающая предметно – пространственная и игровая среда
по художественно – эстетическому направлению в старшей группе
Разработала:
воспитатель старшей группы
1 категории, стаж 23 года
Честикова Светлана Николаевна
2016 год
Художественно-эс
В свободное от образовательной деятельности время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место и устроить своеобразный музыкально-театр
В первую очередь – это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательнос
Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные: дидактическая игра «Угадай, на чем играют», «Найди музыкальные инструменты». Ребенок - ведущий за ширмой играет на музыкальном инструменте, а другой ребенок должен выбрать и показать соответствующую картинку. Д/и «Что лишнее» - предназначена для закрепления у детей знаний о звуке. Ребенок внимательно должен посмотреть на карточку и определить, какая из предложенных картинок не звучит. Д/и «Что делают в домике?» Детям предлагается послушать музыкальные произведения, например «Детская полька» М. Глинки или мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла». По характеру музыки дети узнают, что делают в домике: поют, танцуют или маршируют. Для проверки разрешается повернуть домик, с обратной стороны которого находится соответствующий рисунок. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.
В течение года игрушки и пособия меняю, убираю и вновь приношу, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать. В группе имеется магнитофон и небольшой набор дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, фонотека с записями программных музыкальных произведений, детских песенок из мультфильмов, русских народных сказок. С помощью подобранного материала у детей удовлетворяется возникшее желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.
Так же в музыкальном уголке находятся различные картотеки: дидактических музыкальных игр, музыкально-подви
Подобраны и оформлены различные альбомы для рассматривания «Музыкальные инструменты»,«Портреты великих композиторов», «Танцевальные движения».
В уголке расположены различные музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, металлофоны, арфа, трещотки, маракасы, погремушки, различные по величине и звучанию колокольчики, свистульки, деревянные ложки, музыкальные игрушки.
Насыщенная предметно-развив
В музыкально-театр
Театрализованная деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Театральный уголок организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещенное в уголке оборудование позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
С помощью родителей в группе создана костюмерная, в которой подобраны национальные костюмы, костюмы животных, сказочных персонажей. Для перевоплощения в различных персонажей в уголке расположены маски-шапочки изготовленные взрослыми, маски из папье-маше, меховые шапочки, парики и другие атрибуты. Для театральных, ролевых игр подобрано много различных головных уборов (шляпки, короны, кепки, шарфы палантины и т.д.).
Для того, чтобы детям было легче перевоплотиться в необычного героя, они могут рассмотреть самодельный альбом «История костюма», и книгу «Кем я наряжусь».
Атрибуты, реквизит, разные театры по сказкам выставлены на полки или разложены в маркированные цветные коробки, что удобно в использовании детьми. Для изготовления театров привлекаю незаменимых помощников – родителей. Они с удовольствием проявляют творчество и фантазию, стараются, чтобы театры получались практичными и неповторимыми.
Театрализованная деятельность играет большую роль в формировании личности ребенка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Уголок по изобразительной деятельности
Уголок по изо-деятельности размещен в удобном, доступном для детей месте. Где дети чувствуют себя владельцами игрушек, имеют свободный доступ к художественным, творческим материалам, оформлена выставка детских рисунков и уголок с материалами, наглядными пособиями, красочными рисунками и тематическими атрибутами.
В уголке располагается мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, материалы для лепки все, что будет способствовать художественному развитию ребенка. Необходимые материалы размещены в специальной тумбочке.
В уголке для наглядности помещены репродукции картин, портреты художников, изделия декоративно-прик
Там же расположены дидактические игры для знакомства детей с различными направлениями и жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прик
Д/и «Собери узор» (по принципу разрезных картинок, пазлов) закрепляет знания детей о построении композиции узоров гжельской, хохлмской, жостовской, дымковской росписи, развивает внимание, мелкую моторику.
Д/и «Собери гусеничку». Ребенку необходимо собрать цветную гусеницу из холодных (или теплых цветов); или разложить круги, начиная с самого темного цвета и заканчивая светлым; или среди множества цветов найти зеленые и его оттенки.
Имеются схемы-алгоритмы рисования, лепки различных предметов, карточки для рисования и снятия психоэмоциональн
В уголке изобразительной деятельности находятся различные картотеки: дидактических игр, картотека игр по цветовидению, картотека стихов, загадок о жанрах искусства, средствах изображения. Имеется альбом предметных картинок «Кому нужны эти предметы?»
Эстетично оформлены альбомы «Художники рисуют (Осень, Зима, Весна, Лето), «Война глазами художников», «Иллюстрации известных художников к сказкам К.Чуковского», «Необычные здания мира», «Архитектура разных стран», имеется книга «Архитектурная школа папы Карло».
Для составления сюжетных картинок в уголке имеются разные виды штампиков и трафаретов.
С помощью родителей подобраны коллекции «Открыток», «Календарей», «Бумаги», «Ткани», «Семян» и т.д.
У детей есть возможность использовать в своей работе природный и бросовый материал: сухие листья, ткань, семена растений, желуди, шишки и т.д.
В группе широко представлен региональный компонент в виде фотовыставки «Знакомство с родным краем», где расположены семейные фотографии детей и родителей, путешествующих по достопримечатель
В уголке с помощью альбомов для рассматривания дети могут рассмотреть и познакомиться с архитектурой, промыслами малой родины и края, для этого оформлены тематические альбомы «Мое село», «Орда, деревенька обычная», «Кунгур-город мастеров», «Камнерезный промысел», «Улицы родного села», «Легенды Пермского края».
В группе оформляются предметные выставки изделий из камня селенита, глины и керамики. Подобраны и размещены для ознакомления детей репродукции картин нашего земляка известного уральского художника - Германа Александровича Мелентьева (1888 – 1967).
В настоящее время развитие творческих способностей занимает значительное место в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Ребенок открывает мир как радостное, полное красок, движения, звуков, целое. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.