Из опыта работы. Организация работы органов детского самоуправления
Организация работы органов детского самоуправления. Из опыта работы Центра внешкольной работы города Саров .
Ерышова Ирина Александровна Методист.
Центр внешкольной работы . г..Саров, Нижегородская область
Сегодня, как никогда, развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к самостоятельному поиску и использованию информации, сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Реформа системы образования, введенные федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к личностным результатам обучающихся. Это готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению , сформирванность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-слысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в политкультурном социуме.
Федеральные государственные стандарты с одной стороны касаются общего образования, но дополнительное образование и общее образование, в новой парадигме образования - партнеры и в едином образовательном пространстве их работа определяется общими целями.
Достижению личностных результатов обучения способствует изменение содержания и методики преподавания, введение системы внеурочной деятельности, особое значение приобретает и детское самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.
«Детское самоуправление – демократическая форма организации жизнедеятельности коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для личных и общественно-значимых целей». Детское самоуправление действует по принципу самоорганизации ребятами своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Самоорганизация открывает перед воспитанниками
возможность естественного вхождения в систему гражданского общества. Через различные виды совместной деятельности у детей и подростков вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает ребенку чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.
Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой организации, школы, кружка, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать.
Определим условия развития самоуправления. Это
- Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.
- Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.
- Деятельностный подход в организации детского самоуправления.
- Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.
- Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.
- Стимулирование выполнения общественных поручений.
- Педагогическая поддержка детского самоуправления.
Выделяются два уровня самоуправления: личностный и общественный. Определяющей частью понятия следует считать «само». Управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью - это личностный уровень самоуправления.
Что же касается общественной жизни, то главное в ней – самоуправляемая деятельность детей на общее благо, именно она первична, а структуры, органы – вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений – индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление.
Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом коллективе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Она предполагает широкую вариативность и осуществляется в разных формах.
В Центре внешкольной работы города Сарова Нижегородской области существует следующая структура самоуправления, которая определяется структурой учреждения.
Первое структурное звено - кружки и секции, объединения. Здесь начинается работа по организации самоуправления. И первый основополагающий шаг – определение содержания жизнедеятельности кружка, секции. Наряду с планированием занятий, где ребята овладевают знаниями, умениями ради которых они собственно и пришли в кружок, секцию или объединение, грамотные педагоги планируют содержательную общественную жизнь, определенную событийность. Это мероприятия по профилю объединения – конкурсы, соревнования, выставки, участие в социально-значимых акциях учрежденческого и городского уровней, это личностно-значимые праздники для ребят и родителей. Для организации всей жизни коллектива грамотный педагог организует самоуправление, дабы все перечисленные дела не самоцель, а средство личностного роста детей. При первом уровне развития коллектива, когда ребята мало знают друг друга, нет актива, нет общих интересов, педагог сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы через систему общественных поручений
По степени и сложности организационного характера можно выделить:
- поручения исполнительского характера;
- поручения, требующие определенных способностей (рисовать, фотографировать и т.д.);
- поручения творческого характера, которые предполагают способность придумать, разработать, сделать что-то нестандартно;
- поручения, связанные с руководством группой
- поручения инструктивного характера, когда надо учить других.
По содержанию деятельности различаются следующие индивидуальные и коллективные поручения: общественно-политического характера, социально значимой и трудовой направленности, учетные, спортивно-игровые, организационные.
Кропотливая, системная работа педагога с детьми по организации самоуправления приводит к росту коллектива: формируется актив, появляется заинтересованность учащихся в делах коллектива.
Теперь задача педагога - развитие системы самоуправления.
Наряду с поручениями формируются органы самоуправления - Совет кружка, секции, объединения. Начинает действовать режим соуправления. Ребята вместе с руководителем и родителями планируют и организуют жизнь кружка. Высшим органом самоуправления является общее собрание. Роль педагога – передать учащимся организаторский опыт, показать пример участия в общественной работе, педагог выступает носителем традиций, сложившихся в кружке, секции, объединении.
На этом этапе актив выдвигает своего представителя в актив клуба.
(Если объединение работает в многопрофильном клубе, например Мечта, Факел, Восход ) Работа актива клуба, как органа самоуправления начинается также с планирования коллективной жизни. Определяются исполнительные органы намеченных дел: творческие группы, советы дела, штабы, ответственные и т.д. Совет наделен реальными полномочиями. Он
- обеспечивает коллективное планирование и реализацию плана;
- распределяет поручения между кружками, секциями, объединениями;
- систематически анализирует текущую работу коллектива клуба;
- обсуждает оперативные дела;
- формирует временные исполнительные органы самоуправления;
- определяет обязанности профильного (по направлениям деятельности), сменного (избранного в помощь постоянному), временного (по подготовке разовых дел) актива;
- направляет своих представителей в совет клубного содружества
- оценивает общественную деятельность кружков, секций. объединений , поощряет и награждает отличившихся ребят.
И на этом этапе мы констатируем соуправление. Роль педагогов на этом уровне работы также велика. Они учат, помогают, консультируют, воодушевляют ребят и в то же время являются полноправными участниками и соорганизаторами дел.
Как показывает опыт, эффективность работы педагогов многократно увеличивается, если они следуют принципам, предъявляемых к работе с активом. Это
Принципы демократичности и выборности: выдвижение актива для избрания в органы самоуправления на основе общественного мнения. Суть принципа выборности состоит не в том, чтобы проголосовать за выдвигаемую кандидатуру, а дать ей объективную характеристику, тем самым высказать доверие.
Принцип сменяемости: Еще А.С.Макаренко указывал на три основных фактора его соблюдения: чтобы не было завышенной самооценки у актива, чтобы возложенные на учащегося обязанности не стали ему в тягость, чтобы дать возможность каждому пройти школу руководителя, организатора, исполнителя. Данный принцип предполагает не отстранение учащегося, а смену деятельности, перемещение с одной роли на другую, обеспечение новых функций в коллективе.
Принцип отчетности: правильно организованная отчетность способствует развитию личности, является средством самооценки моральных качеств. Отчетность необходимо рассматривать как систематический метод стимулирования социальной активности и не сводить ее к разовым формам.
Принцип гласности: способствует информированности коллектива о работе органов самоуправления, выполнении общественных поручений. Здесь важно анализировать работу всех членов актива и информировать о ней всех учащихся.
Чтобы ребенок чувствовал постоянную ответственность перед коллективом и знал свои права и обязанности, возможно вручение активистам наказов, памяток, советов в организации выполнения поручения.
И, наконец, третий организационный уровень в работе нашего учреждения – Совет клубного содружества Это высший орган самоуправления. В него входят активы клубов. Собирается Совет клубного сообщества 2 раза в год. На сбор старт и сбор-итог. Исполнительными органами являются Советы дела.
На сборе – старте проходит планирование общественной жизнедеятельности учреждения
Все активы клубов выходят с предложениями о проведении различных дел, мероприятий, акций. Определяют социальные проблемы и возможности своего участия в их решении. Затем каждый клуб решает, в каких делах он будет принимать участие и какова степень этого участия. Так определяются организаторы, участники и зрители. Из организаторов и участников образуются Советы дела. Составляется календарный план работы. В план работы вносятся также вопросы управленческого характера образовательным учреждением. Такие как анализ правил поведения воспитанников, коллективное обсуждение прав и обязанности участников образовательного процесса, положение о Совете содружества клубных активов, положение о поощрении воспитанников, о реализации проекта «Клубная почта».
Возможность выбора участия в КТД на уровне межклубного взаимодействия обеспечивает индивидуальный подход, сохраняет специфику клубных сообществ, устраняет перегрузки, обеспечивает многообразие содержания и форм деятельности.
Большинство дел организуются по методике КТД или социальных проектов.
Так в прошлом учебном году ребята работали по социальным проектам: «Зеленая улица» «Старт дает Сочи-2014» «Засечная черта»
Провели акции: «Зависимость-удел слабых», «День Российского фага», «День пожилого человека», «Преодоление».
Провели КТД: «Х фактор» «День семьи, любви и верности», «Спартианские игры», «Веселый двор для малышей», «Хеллоуин», «Вас разыскивает ЦВР», «Поздравляем ветеранов».
Необходимым условием для успешной деятельности детского самоуправления является наличие системы обучения актива. Эта задача решается педагогами и психологом в практической деятельности. А на уровне учреждения у нас традиционно проходит КТД « Коллективный лидерский минимум». Готовит это дело – Совет клубного содружества. Участвуют активы клубов, объединений. В игровой форме определяются самые яркие лидеры детского самоуправления. Эффективной формой обучения актива является проведение выездных профильных смен- такая практика в городе существует и мы готовимся провести такую смену осенью этого года.
Для стимулирования ребят к активной позиции в общественной жизни в ЦВР реализуется проект «Клубная почта»
Основной игровой атрибут в проекте – конверт. Он является способом фиксации индивидуальных достижений и активности воспитанников, а также достижений и активности секции, кружков, объединений, клубов. Способ фиксации активности и результативности - почтовая марка Разная степень активности выражается в баллах , которая записывается на лицевой стороне марки. Общая сумма баллов за год определяет лидеров. Они награждаются на сборе – итоге.
Учебный год завершается Сбором-итогом. Подводим итоги - что сделано, что получилось, что нет. Чего добились. Над чем еще надо работать.
Думают дети, думают педагоги. В результате определилось проблемное поле в организации работы детского самоуправления: Оно состоит из субъективных и объективных проблем.
Субъективные проблемы:
- педагоги не видят необходимости в данной работе, т.к. рассматривают результативность только с точки зрения сформированности знаний умений и навыков учащихся.
- не знают методики организации дет.самоуправления, методики Ктд, социального проектирования
- не имеют личной социальной активности.
Объективные проблемы:
- Деятельность педагогов по организации самоуправления не регламентирована документально как обязательная
- Нет достаточно разработанных методических материалов по организации детского самоуправления в доп. образовании.
- Нет курсов повышения квалификации по данной тематике для педагогов доп. образования.
- Не разработаны четкие критерии определения результативности детского самоуправления.
К достижениям прошлого учебного года в работе детского самоуправления мы относим:
- Сформированность органов детского самоуправления в клубах социально-педагогической направленности, в клубе «Греция», в детском театре моды «Русь». в объединении «Армир».
- Активную позиция педагогов и детей в клубе самодеятельной песни «След», руководитель Игумнова Елена Валентиновна, в ансамбле народной песни «Забава», руководитель Карпушова Людмина Николаевна, студия прикладного творчества, руководитель Масягина Екатерина Александровна.
- Активную работу Совета клубного содружества.
- Высокую активность детей на «Коллективном лидерском минимуме» (32 активиста были награждены по итогам проекта «Клубная почта»)
- Преодоление формальных заседаний советов клубов и совета клубного содружества
Мы надеемся, что Реформа образования и введение Федеральных государственных образовательных стандартов дадут новый толчок к развитию детского самоуправления.