a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Из опыта работы. Организация работы органов детского самоуправления

Автор: Ерышова Ирина Александровна Опубликовано: 2016-06-04 16:22:27

Организация работы органов детского самоуправления. Из опыта работы  Центра внешкольной работы города Саров .

 

Ерышова Ирина Александровна Методист.

Центр внешкольной работы . г..Саров, Нижегородская область

 

  Сегодня, как никогда, развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к самостоятельному поиску и использованию информации, сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

   Реформа системы образования, введенные федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования  к личностным результатам обучающихся.  Это готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению , сформирванность системы значимых социальных  и межличностных  отношений, ценностно-слысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,  экологическую культуру, способность ставить цели и  строить жизненные цели и строить жизненные планы, способность к  осознанию российской гражданской идентичности в  политкультурном социуме.

   Федеральные государственные стандарты с одной стороны касаются общего образования, но дополнительное образование и общее образование,   в новой парадигме образования - партнеры и в едином образовательном пространстве их работа  определяется общими целями. 

     Достижению личностных результатов обучения способствует изменение содержания и методики преподавания, введение системы внеурочной деятельности, особое значение  приобретает и  детское  самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.

    «Детское самоуправление – демократическая форма организации жизнедеятельности коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для личных и общественно-значимых целей».     Детское самоуправление действует по принципу самоорганизации ребятами своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый  может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Самоорганизация открывает перед воспитанниками

  возможность естественного вхождения в систему гражданского общества. Через различные виды совместной деятельности у детей и подростков  вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает ребенку чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.

Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой организации, школы, кружка, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать.

 

 

Определим  условия развития самоуправления. Это

 

  1. Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.
  2. Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.
  3. Деятельностный подход в организации детского самоуправления.
  4. Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.
  5. Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.
  6. Стимулирование выполнения общественных поручений.
  7. Педагогическая поддержка  детского  самоуправления.

 

 Выделяются два уровня самоуправления: личностный и общественный. Определяющей частью понятия следует считать «само».  Управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью - это  личностный уровень самоуправления.

Что же касается общественной жизни, то главное в ней – самоуправляемая деятельность детей на общее благо, именно она первична, а структуры, органы – вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем  без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений – индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление.

Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом коллективе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Она предполагает широкую вариативность и осуществляется в разных формах.

В Центре внешкольной работы  города Сарова Нижегородской области существует следующая структура самоуправления, которая определяется структурой учреждения.

Первое структурное звено - кружки и секции, объединения.  Здесь начинается работа по организации самоуправления. И первый основополагающий шаг – определение содержания жизнедеятельности кружка, секции. Наряду с планированием  занятий, где ребята овладевают знаниями, умениями ради которых они собственно и пришли в кружок, секцию или объединение, грамотные педагоги планируют содержательную общественную жизнь, определенную событийность. Это мероприятия по профилю объединения – конкурсы, соревнования, выставки, участие в социально-значимых акциях учрежденческого и городского уровней, это личностно-значимые праздники для ребят и родителей.  Для организации всей жизни коллектива грамотный педагог организует самоуправление, дабы все перечисленные дела не самоцель, а средство личностного роста детей. При первом уровне развития коллектива, когда ребята мало знают друг друга, нет актива, нет общих интересов, педагог сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы  через систему общественных поручений

 

По степени и сложности организационного характера можно выделить:

-         поручения исполнительского характера;

-         поручения, требующие определенных способностей (рисовать, фотографировать и т.д.);

-         поручения творческого характера, которые предполагают способность придумать,  разработать, сделать что-то нестандартно;

-         поручения, связанные с руководством группой

-         поручения инструктивного характера, когда надо учить других.

 

По содержанию деятельности различаются следующие  индивидуальные и коллективные поручения: общественно-политического характера, социально значимой и трудовой направленности, учетные, спортивно-игровые, организационные.

Кропотливая, системная работа педагога с детьми по организации самоуправления приводит к росту коллектива: формируется актив, появляется  заинтересованность учащихся в делах коллектива.

Теперь задача педагога -  развитие системы самоуправления. 

Наряду с поручениями формируются органы самоуправления - Совет кружка, секции, объединения. Начинает действовать режим соуправления. Ребята вместе с руководителем и родителями планируют и организуют  жизнь кружка. Высшим органом самоуправления является общее собрание. Роль педагога – передать   учащимся организаторский опыт, показать пример участия в общественной работе, педагог выступает носителем традиций, сложившихся в кружке, секции, объединении.

На этом этапе актив выдвигает своего представителя в актив клуба. 

(Если объединение работает в многопрофильном клубе, например Мечта, Факел, Восход ) Работа актива клуба, как органа самоуправления начинается также с планирования коллективной жизни. Определяются исполнительные органы намеченных дел: творческие группы, советы дела, штабы, ответственные и т.д. Совет   наделен реальными полномочиями. Он

-         обеспечивает коллективное планирование и реализацию плана;

 

-         распределяет поручения между кружками, секциями, объединениями;

-         систематически анализирует текущую работу коллектива клуба;

-         обсуждает оперативные дела;

-         формирует временные исполнительные органы самоуправления;

-         определяет обязанности профильного (по направлениям деятельности), сменного (избранного в помощь постоянному), временного (по подготовке разовых дел) актива;

-         направляет своих представителей в совет клубного содружества

-         оценивает общественную деятельность кружков, секций. объединений , поощряет и награждает отличившихся ребят.

 И на этом этапе мы констатируем соуправление. Роль педагогов на этом уровне работы также велика. Они  учат, помогают, консультируют, воодушевляют ребят и в то же время  являются полноправными участниками и соорганизаторами дел.

Как показывает опыт, эффективность работы педагогов  многократно увеличивается, если они следуют принципам, предъявляемых к работе с активом. Это

Принципы демократичности и выборности: выдвижение актива для избрания в органы самоуправления на основе общественного мнения. Суть принципа выборности состоит не в том, чтобы проголосовать за выдвигаемую кандидатуру, а дать ей объективную характеристику, тем самым высказать доверие.

Принцип сменяемости: Еще  А.С.Макаренко указывал на три основных фактора его соблюдения: чтобы не было завышенной самооценки у актива, чтобы возложенные на учащегося обязанности не стали ему в тягость, чтобы дать возможность каждому пройти школу руководителя, организатора, исполнителя. Данный принцип предполагает не отстранение учащегося, а смену деятельности, перемещение с одной роли на другую, обеспечение новых функций в коллективе.

Принцип отчетности: правильно организованная отчетность способствует развитию личности, является средством самооценки моральных качеств. Отчетность необходимо рассматривать как систематический метод стимулирования социальной активности и не сводить ее к разовым формам.

Принцип гласности: способствует информированности коллектива о работе органов самоуправления, выполнении общественных поручений. Здесь важно анализировать работу всех членов актива и информировать о ней всех учащихся.

Чтобы ребенок чувствовал постоянную ответственность перед коллективом и знал свои права и обязанности, возможно вручение активистам наказов, памяток, советов в организации выполнения поручения.

И, наконец, третий организационный уровень  в работе нашего учреждения – Совет клубного содружества  Это высший орган самоуправления. В него входят  активы клубов. Собирается Совет клубного сообщества   2 раза в  год. На сбор старт и сбор-итог. Исполнительными органами являются Советы дела.

На сборе – старте  проходит планирование общественной жизнедеятельности учреждения

Все активы  клубов выходят с предложениями о проведении различных дел, мероприятий, акций. Определяют социальные проблемы и возможности своего участия в их решении. Затем каждый клуб решает, в каких делах он будет принимать участие и какова степень этого участия. Так определяются организаторы, участники и зрители.  Из организаторов и участников образуются Советы дела. Составляется календарный план работы. В план работы вносятся также  вопросы управленческого характера образовательным учреждением.  Такие как анализ правил поведения воспитанников, коллективное обсуждение прав и обязанности участников образовательного процесса, положение о Совете содружества клубных активов, положение о поощрении воспитанников, о реализации проекта «Клубная почта».

Возможность выбора участия в КТД на  уровне межклубного взаимодействия обеспечивает индивидуальный подход, сохраняет специфику клубных сообществ, устраняет перегрузки, обеспечивает многообразие содержания и форм  деятельности.

 

   Большинство дел организуются по методике КТД или социальных проектов.

Так в прошлом учебном году ребята работали  по социальным проектам: «Зеленая улица» «Старт дает Сочи-2014» «Засечная черта»

Провели акции: «Зависимость-удел слабых»,   «День Российского фага», «День пожилого человека», «Преодоление».

Провели КТД: «Х фактор» «День семьи, любви и верности», «Спартианские игры», «Веселый двор для малышей», «Хеллоуин», «Вас разыскивает ЦВР», «Поздравляем ветеранов».

 

   Необходимым условием для успешной деятельности  детского самоуправления  является наличие системы обучения актива. Эта задача решается педагогами и психологом в практической деятельности. А на уровне учреждения у нас традиционно проходит КТД « Коллективный лидерский минимум». Готовит это дело – Совет клубного содружества. Участвуют активы клубов, объединений.  В игровой форме определяются самые яркие лидеры детского самоуправления. Эффективной формой обучения актива является проведение выездных  профильных смен- такая практика в городе существует  и мы готовимся провести такую смену  осенью этого года.

  Для стимулирования ребят к активной позиции в общественной жизни  в ЦВР реализуется проект «Клубная почта»

   Основной игровой атрибут в проекте – конверт. Он является способом фиксации  индивидуальных достижений и активности  воспитанников, а также достижений  и активности секции, кружков, объединений, клубов. Способ фиксации активности и результативности - почтовая марка Разная степень активности выражается в баллах , которая записывается на лицевой стороне марки. Общая сумма баллов за год определяет лидеров. Они награждаются на сборе – итоге.

 Учебный год завершается Сбором-итогом. Подводим итоги - что сделано, что получилось, что нет.  Чего добились. Над чем еще надо работать.

 Думают дети, думают педагоги. В результате  определилось проблемное поле в  организации работы детского самоуправления: Оно состоит из субъективных и объективных проблем.

 

 Субъективные проблемы:

  • педагоги не видят необходимости в данной работе, т.к. рассматривают результативность только с точки зрения сформированности знаний умений и навыков учащихся.
  • не знают  методики организации дет.самоуправления, методики Ктд, социального проектирования
  • не имеют личной  социальной активности.

Объективные проблемы:

  • Деятельность педагогов по организации самоуправления не регламентирована документально как обязательная
  • Нет достаточно разработанных методических материалов по организации детского самоуправления в доп. образовании.
  • Нет курсов повышения квалификации по данной тематике для педагогов доп. образования.
  • Не разработаны четкие критерии определения результативности детского самоуправления.

К достижениям прошлого учебного года в работе детского самоуправления мы относим:

  • Сформированность органов детского самоуправления в клубах социально-педагогической направленности,  в клубе «Греция», в детском театре моды «Русь». в объединении «Армир».
  • Активную позиция педагогов и детей в клубе самодеятельной песни «След», руководитель Игумнова Елена Валентиновна, в ансамбле  народной песни «Забава», руководитель Карпушова Людмина Николаевна, студия  прикладного творчества, руководитель  Масягина Екатерина Александровна.
  • Активную работу Совета клубного содружества.
  • Высокую активность детей  на «Коллективном лидерском минимуме» (32 активиста были награждены по итогам проекта  «Клубная почта»)
  • Преодоление формальных заседаний советов клубов и совета клубного содружества

   Мы надеемся, что  Реформа образования и введение Федеральных государственных образовательных стандартов дадут новый толчок к развитию детского самоуправления. 

 

 

 

Оставить комментарий: