Исследовательская деятельность в детском саду.
Документы для скачивания
Исследовательская деятельность в детском саду. «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский. Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Задачи исследовательской деятельности: Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивать стремление к поисково- познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать. При организации исследовательской деятельности с детьми в нашем детском саду мы используем следующие формы работы: НОД; беседы познавательно- эвристического характера; дидактические и развивающие игры, упражнения; эксперименты и опыты; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; трудовые поручения, действия коллекционирование. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Работа с детьми младшего дошкольного возраста, направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В старш ем дошкольном возрасте начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Таким образом, работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Структура детского экспериментирования постановка проблемы, которую необходимо разрешить; целеполагание( что нужно сделать для решения проблемы) ; выдвижение гипотез( поиск возможных путей решения) ; проверка гипотез( сбор данных, реализация в действиях) ; анализ полученного результата( подтвердилось или не подтвердилось) ; формулирование выводов. Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах были созданы уголки «Детск ие лаборатори и », находящ иеся в уголках природы. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, любознательности, наблюдательности, активности мыслительных операций( анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. В то же время лаборатория – это место для специфической игровой деятельности ребенка( работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике) . В детской научной лаборатории мы выделили: 1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты редки х предмет ов( раковины, камни, кристаллы, перья и т. п. ) 2) место для приборов 3) Место для хранения материалов( природного, " бросового" ) 4) место для проведения опытов 5) место для неструктурированных материалов( песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др. ) В экспериментальных уголках могут быть: приборы- помощники( увел ичительные стекла, магниты, микроскопы, весы, песочные часы, компас и т. д. ) ; разнообразные сосуды из различных материалов( пластмасс, стекл о, металл) разного объема и формы; природный материал( камешки, песок, ракушки, птичьи перья, глина, шишки, спил ы деревьев, мох, семена растений и т. д. ) ; утилизированный материал( проволока, пробки, мех, ткани, пластмасса, кусочки кожи, дерева и т. д. ) ; технические материалы( гайки, винтики, шурупы, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т. д. ) ; разные виды бумаги; красители: пищевые и непищевые; медицинские материалы( пипетки, колбы, шприцы( без игл) , мерные ложки, резиновые груши и др. ) ; прочие материалы( зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др. ) . Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы: – рекомендации по организации опытно- экспериментальной деятельности; – памятка о проведении занятия- экспериментирования; – конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах; – картотека опытов; - карточки- схемы; - методическая литература и тд. В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и син теза, сравнения и классификации и обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы. Поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. С помощью наблюдени й дети познают не только внешние параметры объектов природы( строение, окрас, запах и д р. ) , но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы( труд по уходу за растениями, рассказы детей на основе наблюдений и тд. ) . Во время проведения прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях. О пыты, н аблюдения и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно- образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию. Список использованной литературы 1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика- Синтез, 2007( методическое пособие) . 2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999. 3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. : Сфера, 2012.