Отчет о проделанной работе педагога-психолога за 2015-2016 учебный год
Документы для скачивания
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МКДОУ детский сад №1 «Севинч( Радость) »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А. А. Бовбекова_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2015г АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА МКДОУ детский сад №1 «Севинч( Радость) » Османовой Эвелины Руслановны за 2015 – 2016 учебный год Белогорск – 2016 Цель и задачи деятельности педагога- психолога в 2015- 2016 учебном году Цель ю являлось с оздание условий для укрепления и сохранения психического здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка. Были поставлены следующие з адачи: Способствовать созданию психологически здоровой среды, обеспечивающей полноценное личностное и интеллектуальное развитие детей на каждом возрастном этапе. Определение уровней умственного развития детей и категорию их психологической готовности к обучению в школе; обозначить методы и приемы развивающего обучения с детьми разной степени интеллекта: составить психологические заключения и рекомендации воспитателям и родителям. Обеспечить процесс эффективного развития эмоциональной и познавательной сферы в группах старшего и дошкольного возраста. Организовать сотрудничество с родителями с целью профилактики детско- родительских отношений и пропаганды психологических знаний в специфики дошкольного возраста. Осуществлять процесс взаимодействия в педагогическом коллективе( психологические тренинги, психолого- педагогические семинары, работа над совершенствованием личностных качеств и педагогического мастерства) . Обеспечить помощь в адаптации вновь поступивших детей. В детском саду на май месяц 2016 года воспитывается и обучается 93 ребенка, количество групп- 4. Психологическим сопровождением были охвачены все дети, посещающие ДОУ. В течение 2015- 2016 учебного года выполнялись все виды работ в соответствие с годовым планом работы педагога- психолога: диагностическая, коррекционно- развивающая, психопрофилактическая, консультативная, просветительская, организационно- методическая. В соответствии с законодательством РФ( Конституция РФ, Закон об Образовании, Федеральный закон РФ о правах ребенка и др. ) , Положением о Психологической службе образования в начале учебного года с родителями воспитанников ДОУ был заключен договор «О разрешении на работу педагога- психолога с ребенком». Диагностическая работа Согласно годовому плану работы в сентябре – октябре месяце( а также по мере поступления детей в ДОУ) была проведена работа по отслеживанию прохождения процесса адаптации вновь прибывшими детьми. В сентябре месяце, в детский сад поступило 12 детей: 3 ребят в среднюю группу «Соняшник», 4 ребенка – в старшую группу «Йылдызчыкъ», 5 детей – в подготовительную группу «Кунешчик». В период с декабря по февраль в ДОУ поступили еще 9 детей. Итоги прохождения адаптации детей к детскому саду отражены в таблице 1. Таблица 1 Таблица учета адаптации детей к детскому саду Количество вновь поступивших детей в группы- 21 ребенок № Уровень адаптации Кол- во детей% 1 Легкая степень 15 71, 5 2 Средняя степень 4 19 3 Тяжелая степень 2 9, 5 В период с сентября по ноябрь месяц была проведена психодиагностика познавательной сферы воспитанников ДОУ. В качестве психодиагностической методики принят диагностический пакет Павловой Н. Н. , Руденко Л. Г. «Экспресс- диагностика в детском саду» для диагностики детей всех возрастных групп. Он включает методики диагностики уровня общей осведомленности, уровня развития познавательных процессов детей, а также компоненты психологической готовности к школе воспитанников подготовительной группы. В соответствие с результатами диагностики уровни познавательного развития детей распределились следующим образом: Уровни развития 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Высокий уровень 87, 5% 57% 21% 24% Средний уровень 8, 3% 43% 63% 62% Низкий уровень 4, 2% 0% 16% 14% Кроме того, в подготовительной группе была проведена диагностика готовности к школьн ому обучению по методике Керна- Йерасе ка, по результатам которой были определены уровни готовности ребят к обучению в школе. ( См. таблицу 2) . Уровень готовности к школе Кол- во человек, % Высокий уровень 6- 29% Средний уровень 12- 57% Низкий уровень 3- 14% В течение года проводилась индивидуальная диагностическая работа по запросу родителей и воспитателей групп, направленная на изучение эмоциональной сферы( страхи, застенчивость, тревожность, агрессивность) , психоэмоционального климата в семье, эмоционального самочувствия ребенка в детском саду, а также углубленная диагностика развития ребенка. В рамках психодиагностического направления также была проведена работа по изучению личностных качеств, профессиональных компетенций и эмоционального выгорания педагогов. Коррекционно- развивающая работа П осле проведения психодиагностического обследования воспитанников ДОУ, в соответствие с полученными результатами, были выделены группы детей нуждающихся в проведении коррекционно- развивающей работы. В соответствие с планом работы в период с ноября- декабря по апрель месяц было проведено 42 коррекционно- развивающих занятий с подгруппами воспитанников. Занятия с детьми проводились в кабинете педагога- психолога подгруппами по 4- 5 человек. В качестве коррекционно- развивающих программ использовались следующие: Шарохина В. Л. Коррекционно- развивающие занятия в старшей группе Шарохина В. Л. Коррекционно- развивающие занятия в младшей группе Шарохина В. Л. Коррекционно- развивающие занятия в средней группе Катаева Л. И. Коррекционно- развивающие занятия в подготовительной группе. Панфилова М. А. Коррекционные сказки. Лесная школа. Психопрофилактика и психологическое просвещение Психопрофилактическая деятельность включала занятия с детьми в период адаптации, игры, упражнения для снятия эмоционального напряжения, создания атмосферы безопасности и доверия. В рамках психологического просвещения проведены консультации родителей и педагогов по актуальным темам психологии, выступления на родительских собраниях, были подготовлены и постоянно обновлялись стендовые материалы для повышения психологической компетентности родителей и педагогов в уголках психолога в группах ДОУ и стенде педагога- психолога. Консультативная работа В течение 2015- 2016 учебного года с родителям и и педагогами было проведено 24 индивидуальных консультаций по следующим направлениям: адаптация детей в ДОУ; развити е ребенка; детско- родительски е взаимоотношен ия; психологическая готовност ь ребенка к обучению в школе; эмоциональная сфера ребенка. Работа с педагогическим коллективом включала участие в педсоветах, семинарах- практикумах, проведение тренингов и групповых консультаций: Групповая консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание педагогов в условиях ДОУ» Семинар- практикум «Психодиагностика развития детей» Выступление на семинаре- практикуме «Арт- терапия как один из видов здоровьесберегающих технологий» Тренинг «Стиль педагогического общения» Методическая работа В течение учебного года был подготовлен и обновлен психодиагностический инструментарий и материалы, разработаны тренинги, мастер- классы, приобретена психолого- педагогическая и методическая литература. Участие в ПМПК: была осуществлена подготовка необходимых документов, проведено психологическое обследование для предоставления результатов на ПМПК, написана психологическая характеристика ребенка. Самообразование В 2015- 2016 учебном году продолжила изучение темы «Сказка как средство психологической подготовки детей к школе». По намеченному плану самообразования продолжила изучение литературы по теме исследования, разработку коррекционно- развивающей программы, направленной на подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, развитие познавательной сферы, мелкой моторики, формирование мотивационной готовности к школьному обучению. Кроме того, осуществляется: Взаимодействие с психологами района, обмен опытом; Изготовление наглядных пособий; Обновление диагностического, развивающего материала; Также ведется работа на сайте ДОУ, создана страничка педагога- психолога, на которой размещаются консультации для родителей, материалы по актуальным темам психологии. Наряду с достижениями и положительными результатами в работе есть моменты, на которые необходимо обратить внимание в дальнейшей работе: Не удовлетворяют результаты работы с некоторыми воспитанниками, нуждающимися в индивидуальном психолого- педагогическом сопровождении. Безучастное отношение родителей к проблемам детей, их развитии и воспитании. Проанализировав результаты работы за 2015- 2016 учебный год, считаю, что в 2016- 2017 учебном году следует: Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития; Оказывать воздействие для создания отношений в коллективе, максимально благоприятных для продуктивной работы ДОУ; Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно- образовательного процесса; Приобщать родителей к активному участию в работе с детьми, воспитании, развитии.