a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Математика для малышей. Как заниматься с ребенком дома"

Опубликовано: 2016-06-08 08:42:41

Консультация для родителей «М атематик а для м алыш ей». Как заниматься с ребенком дома. К трем годам дети достаточно хорошо овладевают речью. Они понимают объяснения взрослого и пытаются самостоятельно сравнивать предметы окружающей действительности по цвету, форме, величине и количеству. Из речи взрослых они усваивают отдельные слова- числительные( два, три, пять, восемь) , не вкладывая в них математическое содержание. Например, шагает ребенок по дорожке и говорит: «раз, два, раз, два». Он, конечно, не считает, а просто произносит понравившиеся ему слова. Не следует спешить приводить их в определенную систему, называть по порядку: один, два, три, четыре. … Это дело будущего. А пока родители могут проводить игры и занятия с детьми, осуществляя подготовительную работу к овладению счетом. К концу младшей группы дети должны знать, что окружающие предметы отличаются друг от друга по величине( большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий) , по форме( круглые – не круглые) , пространственному расположению( вверху, внизу, слева, справа, близко, далеко) . Дети должны уметь брать предметы правой рукой, раскладывать их в ряд слева направо, накладывать одни предметы на другие, определять величину и форму на глаз, сравнивать группы предметов по количеству без счета( больше, меньше, поровну) , устанавливать равенство этих групп, увеличивая или уменьшая одно из множеств. Для организации занятий с детьми трех- четырех лет родители должны иметь следующий материал: мелкие предметы и игрушки( матрешки, кубики, уточки, зайчики, пуговицы) , карточки( картонные листы, на которых будут раскладываться это предметы) , а также силуэты птичек, животных, насекомых, фруктов, овощей; геометрические фигуры( шары, кубы, круги, квадраты) , разные по цвету и величине. Этот материал нужно хранить отдельно от всех прочих игрушек, которыми ребенок играет самостоятельно. Результат работы будет зависеть от того, насколько вы сможете заинтересовать ребенка. Так, на одном из занятий взрослый ставит цель: ознакомить ребенка с тем, что предметы отличаются друг от друга по величине. Взрослый показывает ребенку новую игрушку – пирамидку. «Какая она красивая! » Снимает колпачок и рассыпает кольца. «Сколько колец? Колец много. А теперь будем брать по одному и надевать на стержень. Вот и все кольца надели. Опять пирамидка стала большая и красивая». С целью уточнения знания детей о том, что предметы отличаются друг от друга по величине, взрослый организует наблюдения на прогулке: большая собака и маленький собачки, грузовая и легковая машины и др. Закрепление знаний о величине можно организовать во время бытовых процессов( при одевании, раздевании, подготовке к приему пищи, к прогулке) . Взрослый показывает на обувь и спрашивает: «Чьи такие большие ботинки? Папины? Где твои ботинки? Какие они? Большие или маленькие? » Кроме того, проводят специальные занятия с предметами быта, игрушками. Для этого взрослый отбирает несколько пар однородных, резко отличающихся по величине предметов: чашки, ложки и т. д. Ребенку предлагают каждую пару предметов отдельно. Например, перед ребенком ставят две чашки: «Посмотри, что это? Правильно, чашки. Подай мне большую чашку, а себе возьми маленькую. А теперь найди большую ложку и положи ее в большую чашку». Дети трех лет любят играть с кубиками, мячами, не задумываясь над их особенностями. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что шар, мяч круглый, у него нет углов, он катится. Потом взрослый предлагает взять кубик и покатить его. Он не катится. Почему? Начинают его рассматривать. Выделяют особенности кубика: у него есть стороны и углы. Кубики можно ставить друг на друга, на пол, стол. Они будут прочно стоять. Позже детей надо ознакомить с квадратом и кругом. Ребенку легче усвоить знания в бытовой и игровой обстановке, в общении со взрослыми. Заинтересуйте его таким игровым приемом: кто больше увидит и назовет круглых предметов. В «соревновании» могут принять участие все: и папа, и мама, и ваш ребенок. Через некоторое время ребенок уже сам, без вашей помощи находит предметы круглой формы. Одевая ребенка на прогулку, мама кладет ему в карман новый платочек. «Посмотри, какой он красивый! А какой он формы? Это квадрат. А что еще есть квадратной формы? Правильно, контур розетки, разделочная доска, подставка для сковородки и т. д. Не забудьте обследовать эти предметы пальцем правой руки, ощутить стороны, уголки. Сравните квадрат с кругом. С целью упражнения в различении и назывании геометрических фигур можно организовать с ребенком игру «Найди такую же фигуру»( что в руках у папы и у мамы) , «Подбери колеса к поезду или машине», «Выкладывание орнамента».

Консультация для родителей «М атематик а для м алыш ей». Знакомство с множеством. Знакомство с множеством. Прежде, чем научиться считать, узнавать цифры, ребенок должен усвоить элементарное понятие об определенной совокупности предметов – о множестве, научиться выделять в окружающей обстановке «много предметов» и «один». Эти элементарные представления и станут фундаментом дальнейших знаний. Как же научить ребенка видеть в окружающей обстановке совокупность предметов, выделять один из них? Первым вашим помощником могут стать произведения устного народного творчества. Например, читая детям потешку « Сорока- белобока », следует сказать, что на руке пальчиков много – много деток у сороки. А теперь, спрятались детки( сожми кулачок) . Но вот один сорочонок ротик открыл, еще один. … Вот сколько много деток у сороки! Собираясь с ребенком на прогулку, не забывайте, что природа тоже может стать вашим помощником. Собирая шишки, грибы, орехи в корзину, обращайте внимание, что вы кладете один орех( гриб, каштан) , другой. … А в корзине становится много. Потом угостите всех друзей. Всем по одному орешку дали, а в корзинке ничего не осталось. Снова собираете в корзинку, и опять там становится много. Детей этого возраста важно научить составлять множество( группу предметов) из отдельных предметов и выделять из этого множества один предмет. Взрослый показывает ребенку, что любые предметы могут встречаться в разном количестве, и это количество можно обозначать словами «один» или «много». Задача простая, но ребенок трех лет не сразу усваивает, что любое количество предметов больше одного, можно назвать словом «много». Для этого требуется специальное обучение, специальные упражнения под руководством взрослого. Положите на стол лист бумаги и поставьте на него несколько одинаковых мелких игрушек, например, зайчиков. Обведите зайцев круговым движением руки и скажите: «Много зайцев на лужайке. Я одного зайчика приглашу в гости( возьмите и положите перед собой) . И ты одного пригласи. Сколько ты пригласил зайцев? Сколько зайцев у меня? » Берите с ребенком по одному зайчику по очереди до тех пор, пока на листе бумаги не останется ни одного. Обратите внимание малыша, что все зайцы убежали с лужайки. «Сколько зайчиков осталось на лужайке? » «Ни одного». «Сколько зайцев у тебя? А сколько у меня? » «Много». «Давай сделаем так, чтобы опять на лужайке стало много зайцев. Поставь ты одного, потом я одного» и т. д. «Сколько у тебя осталось зайцев? Сколько у меня? А сколько их стало на лужайке? » «Много». Несколько раз на разных предметах покажите ребенку, что, собирая по одному предмету, получаем много, а убирая по одному, подходим к тому, что предметов не остается ни одного. Объединяя разные предметы, постепенно учите ребенка пользоваться собирательными словами: цветы, деревья, машины. Например, одна ромашка, один колокольчик, одна гвоздика – много цветов. С первых шагов обучения важно показать ребенку те отношения, которые существуют между понятиями «один» и «много», научить отражать эти отношения в речи. Поставьте на стол одну матрешку и три- четыре кубика. Предложите малышу сказать, каких предметов здесь много, а каких один. В процессе выполнения разнообразных упражнений учите детей понимать вопрос «сколько? »( Сколько стало? Сколько осталось? Каких игрушек меньше, больше? ) Когда ребенок научится различать и сравнивать один и много предметов в специально заданной обстановке, можно использовать естественные группировки предметов: посуду в буфете, книги на полке, игрушки в уголке. Убирая игрушки, предложите ребенку поставить в ряд куклу, машину, собачку. «Сколько их? » «Много». На грузовой машине подвезите кубики и сравните их по количеству с игрушками. «Давай раздадим кубики всем игрушкам по одному: собачке – один кубик, кошечке – один, мишке – один и т. д. Всем по одному. В машине не осталось ни одного». Затем можно снова собрать кубики в машину. Собираем по одному кубику, и множество растет на глазах у ребенка. На машине опять много кубиков, а у игрушек ни одного. Как же это получилось? Каждый поставил лишь один кубик: один кубик поставил мишка, кошечка, собачка и т. д. , а вместе получилось много кубиков. Сейчас ни у кого нет кубиков. Вновь раздаем все кубики по одному каждому, отмечаем, что в машине нет ни одного кубика, а у всех по одному. Дети младшего возраста должны научиться не только выделять отдельные элементы в множестве, но и уметь сравнивать два множества между собой накладыванием и прикладыванием. Практическое поэлементное( один к одному) сравнивание множеств позволит ребенку увидеть, что больших предметов может быть меньше, чем маленьких, одних и других может быть поровну( столько – сколько) . Для формирования первых таких представлений желательно использовать практическую ситуацию. Предложите ребенку помочь вам накрыть на стол. На каждую тарелку следует положить салфетку. Тарелок и салфеток поровну. Добавьте еще одну тарелку. Чего больше, а чего меньше? Как сделать, чтобы их снова стало поровну? Не спешите помочь, добивайтесь самостоятельного ответа ребенка. От бытовой ситуации можно перейти к учебной. Даем ребенку карточки с нарисованными в ряд птичками, зайчиками, мышками. Пусть он закроет каждого фишкой( кружочком, квадратиком) . Сравните количество птичек и кружочков или зайчиков и квадратов. Окажется, что их либо поровну, либо одно множество больше другого. Научив ребенка накладывать одни предметы на другие, можно перейти к более сложному приему – прикладыванию, когда один предмет кладут рядом с другим. Это можно сделать так. Вместе с ребенком на листе бумаги нарисуйте ряд елочек, а под ними надо положить грибы – фишки( грибы растут под елочками) . Грибов надо выложить столько, сколько елочек. Выясните с ребенком отношение между множествами( поровну) . Уберите один гриб( его сорвала белочка) и спросите ребенка, чего меньше, а чего больше. Предложите установить равенство. Такие упражнения следует разнообразить, используя при этом различный материал. В результате систематической работы дети учатся составлять множества из отдельных предметов, находить в окружающей обстановке «один», «много» предметов, устанавливать без счета равенство и неравенство между двумя множествами, отражая свои действия в речи.

Консультация для родителей «М атематик а для м алыш ей». О риентирование в пространстве и во времени. Важное значение для развития ребенка имеет ориентирование в пространстве. Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей собственного тела и определение сторон на самом себе: вверху – там, где голова; внизу – там, где ноги; впереди – это, где лицо; а сзади – это, где спина. Когда малыш овладеет ориентировкой на себе, можно учить его ориентироваться от себя. Можно проводить с ребенком упражнения с флажками, платочками, давая конкретные задания: возьми флажок в правую( левую) руку, подними вверх, опусти вниз. При этом родители должны помнить, что нужно давать одновременно два противоположных направления: вверх – вниз, направо – налево. Самым трудным для детей этого возраста является различение правой и левой сторон. Облегчает усвоение детьми этих отношений прием установления связи руки с тем, что она выполняет: правой рукой ты держишь ложку, а левой – хлеб; в правой руке держишь карандаш, а левой придерживаешь бумагу. Следует помнить, что формирование навыков ориентироваться в пространстве требует многократного повторения, конкретного показа того, как должен действовать ребенок. Вот некоторые образцы упражнений: 1. Поставь стул с правой стороны от себя( с левой стороны) . 2. Поверни голову вправо( влево) . 3. Подпрыгни на правой( левой) ноге 3 раза. Дети этого возраста начинают воспринимать и осознавать пространственные отношения между предметами на ограниченной плоскости – листе бумаги. По заданию взрослого дети раскладывают игрушки вверху, внизу, слева, справа на листе бумаги. Дети младшего дошкольного возраста должны понимать и указывать на направление времени: было, есть, будет; называть части суток: утро, день, вечер, ночь; понимать слова, указывающие на длительность и временные отношения: долго, недолго, сейчас, позже, раньше; на несложных сюжетах определять последовательность логически связанных событий. Следовательно, детский словарь нужно обогащать словами, обозначающими отрезки времени. Ребенку легче усвоить эти знания, если их связывать с конкретными действиями, событиями: ночью спят, утром встают, умываются, завтракают, идут в детский сад и т. д. Для этого используют также наблюдения в природе: утром солнышко светит в твое окошко; днем оно стоит высоко над домом; вечером светит с другой стороны.

Консультация для родителей «М атематик а для м алыш ей». Сравнение предметов по величине. Сравнивая предметы, взрослый помогает ребенку устанавливать сходство и различие между ними по какому- либо качественному( цвету, форме, величине) , а затем и количественному признаку. Выделение этих признаков дает возможность ребенку группировать( сортировать) предметы. Так, убирая игрушки на место, взрослый обосновывает свои действия: «Давай маленькие игрушки спрячем в коробку, а большие – поставим на столе». Для определения величины предмета надо выбрать эталон, т. е. предмет, с которым вы будете сравнивать все остальные: «Игрушки, которые меньше лисички – в коробку, а которые больше – на стол». Так ребенок составляет множество предметов по их качественному признаку – величине и одновременно оценивает количество: маленьких игрушек много, а больших мало. Собираясь на прогулку можно предложить ребенку подобрать одежду для куклы( мишки) в соответствии с их величиной. На таких действиях закрепляются знания ребенка о величине предметов, умение выделять величину как особый признак. У детей этого возраста очень важно развивать глазомер, учить определять величину предметов на глаз, находить такой же, больший или меньший по сравнению с данным предметом. Например, в игре с пирамидкой взрослый предлагает: «Найди такое же кольцо»( показывает одно из колец) . Когда ребенок выполнит задание, родитель предлагают ему сравнить кольца накладыванием их друг на друга. Ребенок убеждается в том, что они равны. Закреплению знаний о величине предметов помогают так же рассматривание иллюстраций в книгах. Прочитав сказку «Репка», предложите ребенку посмотреть, кто самый большой на картинке( дедушка) , а кто самый маленький( мышка) , а собачка больше или меньше мышки? Детей этого возраста можно и нужно ознакомить со всеми параметрами величины: высота, длина, ширина. С высотой их ознакамливают на примерах сравнения реальных предметов( дома, деревья, игрушки) . Вначале сравнивают предметы контрастные, резко отличающиеся по высоте. Ребенок должен понимать, что высота – это расстояние( величина) снизу вверх. Пуст ь ребенок покажет движением рук, просмотрит взглядом по направлению снизу вверх, тем самым он выделит высоту, как определенный параметр, даст характеристику величины предмета. После того, как ребенок научился сравнивать контрастные по величине предметы, взрослый может предложить сравнить два одинаковых по высоте реальных предмета, а затем их изображения. Дети чаще используют слово «одинаковые» по высоте вместо «равные». Постарайтесь, чтобы в его речь более прочно вошло слово «равные». Это точное, правильное обозначение величины предмета. Сравнивать предметы по длине лучше сначала плоские: ленты, полоски бумаги, а затем объемные: карандаши, палки и др. Что такое длина? «Это протяженность, размер, расстояние от себя( вперед) или слева направо», – говорим мы ребенку. Взрослый показывает ему две ленточки разного цвета и разной длины( ширина может быть одинаковая) и предлагает выбрать длинную ленточку. «Какого она цвета? А какого цвета короткая ленточка? Давай из длинной ленточки завяжем бант мишке, а из короткой – кошечке». Важно, чтобы любые приобретенные ребенком знания, в том числе и знания о величине, он использовал в практической деятельности. Предложите ребенку построить мост. Обратите внимание, как он отбирает при этом строительный материал: для большого моста нужна длинная дощечка, а для маленького – короткая. Предметы для сравнения вначале следует отбирать такие, которые резко отличаются по длине. Затем разница должна становиться все менее заметной. Чтобы определить длину, ребенок накладывает предметы друг на друга. Покажите ему, как это делать. При этом концы сравниваемых предметов слева должны быть совмещены. Знания детей о длине можно закрепить в рисовании, лепке. Предложите ребенку нарисовать красным карандашом длинную дорожку, а рядом – короткую синюю. Ознакомление детей с шириной предмета также можно начать с показа практической необходимости выделять этот параметр. Ребенку предлагают построить дорогу, но при этом заранее определить, какой она будет ширины, чтобы по ней могли проехать машины. Можно создать такую ситуацию: не выделяя условия, предложить ребенку построить гараж, а затем поставить в него машину. Вдруг обнаружится, что машина не может въехать в гараж. Почему? Потому, что узкие двери, надо сделать их шире. Создается проблемная ситуация, и ребенок должен ее решить самостоятельно или с помощью взрослого. Одевая ребенка на прогулку, мама обращает его внимание на ширину шарфика, тесемочек у шапки и т. д. Гуляя по дорожкам, взрослый отмечает их длину и ширину. По широкой дорожке удобно идти рядом и при этом не мешать встречным прохожим, а по узкой – лучше идти друг за другом, по одному. Так постепенно у детей складывается представление о величине предметов в целом и об отдельных их параметрах. Ор г анизуя игры и занятия с ребен ком, взрослый уделяет большое внимание развитию речи детей, активному использованию слов большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий, узкий, широкий.

Оставить комментарий: