Конспект НОД в старшей группе "Путешествие с весной (итоговое)"
Документы для скачивания
Непосредственная образовательная деятельность Тема: Путешествие с Весной. ( итоговое) . Цели и задачи: Социально- коммуникативное: обобщить и расширить знания детей о весенних явлениях в природе, воспитывать интерес и любовь к природе, наблюдательность. Познавательное развитие: закрепить знания детей о садовых и лесных цветах( подснежники, гиацинты, тюльпаны, нарциссы, фиалки, ландыши, маки, васильки) ; о насекомых( пчела, божья коровка, муха, комар, кузнечик, стрекоза и т. д. ) Речевое развитие: упражнять детей в умении образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, закреплять умение детей согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Упражнять в умении называть имена существительные в множественном числе; составлять предложения с предлогами( к, на, от) ; определить первый и последний звук в словах. Обогащать словарный запас согласно теме. Стимулировать речевую активность. Художественно- эстетическое развитие: продолжать формировать представление о цветах радуги; тренировка умения рисовать карандашами цветик- семицветик, способствовать активизации творческого потенциала. Физическое развитие: согласовывать движение рук с текстом, развивать мелкую моторику рук. Материалы и оборудование: Демонстрационный: рисунок радуги, солнца веселого и грустного, игрушка пчелка, «волшебная палочка» Раздаточный: конверты с фрагментами, из которых можно сложить цветок( по количеству детей) ; квадрат зеленого цвета, «лужайка», картинки с изображением насекомых по количеству детей, пол- листа бумаги для рисования цветика- семицветика, цветные карандаши. Предварительная работа: наблюдение за цветами, насекомыми, экскурсии в весенний парк, целевая прогулка к цветнику. Рассказы воспитателя с элементами беседы о крымских первоцветах; о маленьких помощниках человека( пчелах, бабочках, стрекозах, божьих коровках и т. д. ) Рассматривание иллюстраций, картин по теме. Чтение рассказа «Три весны» по В. Бианки; стихотворение «Ландыш» С. Маршака, «Это интересно» по Б. Александрову, «Появились первые насекомые» по И. Балбышеву, «Муха- Цокотуха» К. Чуковского. Дидактические игры: «Когда это бывает? », «Что бывает у весны? », «Угадай, где что растет? », «Собери цветок из частей», «Да или нет», «Найди о ком расскажу», «Угадай насекомое по описанию». Ход НОД: - Послушайте и постарайтесь отгадать загадку: Ночью спрячется оно – Станет во дворе темно. Утром снова к нам в оконце, Бьётся радостное … ( солнце) ! Вот оно весеннее солнышко. Какое оно( печальное, невеселое, нерадостное) - Давайте улучшим его настроение – назовем весенние приметы: увидел грача- весну встречай грачи прилетели рано, весна будет теплая весенний дождик лишним не бывает до первой грозы лягушки не квакают ласточки прилетели – скоро гром загремит весна красна цветами, а осень пирогами- Как много весенних примет мы вспомнили и посмотрите – наше солнышко усмехнулось( переворачиваю губки) какое оно теперь стало? ( веселое, яркое, лучистое, ласковое) . - Ласковое солнышко предлагает нам поиграть в игру «Ласковые слова»: Цель: упражнять детей в умении образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Например: Трава- травка, травушка; Солнце- солнышко; Пчела- пчелка; Цветок- цветочек, цветик и т. д. - Весна пришла и принесла нам разноцветные краски( выставляю рисунок радуги) . Давайте поиграем в цвета. Игра «Что бывает весной такого цвета? » Цель: закрепляем умение детей согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. ( Показываю зеленый цвет – зеленая травка, зеленый листочек, зеленый кузнечик и т. д. Желтый – желтое солнышко, желтый песок, желтый одуванчик, синий – синее море, синее небо, красный – красный мак, красная роза. - Весна приготовила нам подарки и спрятала в конверты. Если вы сложите картинку, вы узнаете, что это за подарок. Игра «Сложи разрезанную картинку». Цель: упражнять детей в умении собирать из частей целое. Узнавать и называть собранный цветок. ( Дети собирают цветок из частей) . - Как назвать одним словом подарок весны? ( Цветы) . - А где могут расти цветы? ( В лесу, на лугу, в саду, в поле) . Назовите их. - А сейчас волшебной палочкой я превращу вас в цветы. Физкультминутка. Говорит цветку цветок: «Подними- ка свой листок, Выйди на дорожку Да притопни ножкой Да головкой покачай – Утром солнышко встречай Стебель наклони слегка– Вот и зарядка для цветка А теперь водой умойся, Отряхнись и успокойся. Наконец готовы все День встречать во всей красе». ( звучит аудиозапись жужжание насекомых) . - Кто прилетел в гости к цветам? ( Дети отвечают, кого они услышали) . - Как их назвать одним словом? ( насекомые) . Откройте коробки и посмотрите, какие насекомые прилетели к вам. ( Дети открывают коробочки из киндер- сюрпризов и достают насекомых. Называют их) . - Насекомых в природе много, я предлагаю поиграть в игру «Один и много» Цель: упражнять детей в умении называть имена существительные в множественном числе: Оса- много ос Муха- много мух Пчела- много пчел Бабочка- много бабочек- Каждое насекомое имеет свои особенности. Я загадаю загадку, а вы попробуете отгадать: Громко я жужж у, летая, Мёд целебный собирая. Всем полезна и мила Хлопотливая ( пчела) . ( Это пчела, она трудолюбивая) . - А что вы еще знаете о пчеле? ( Пчела – полезное насекомое, она собирает нектар из цветов и перерабатывает его на мед. А еще пчелы опыляют растения. На каком цветочке побывала пчелка, там появиться ягодка) . - А теперь давайте понаблюдаем за пчелкой и составим предложения с коротким словом. Игра «Составь предложение с коротким словом». Цель: упражнять детей в умении составлять предложение с предлогом. ( Манипулирую пчелкой, а дети составляют предложения) . Пчелка подлетела к цветку Пчелка села на цветок Пчелка улетела от цветка- Трудолюбивая пчелка предлагает вашим пальчикам поработать. Пальчиковая гимнастика. Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки. Ах, красавица какая- Эта бабочка большая! Над цветами полетала- И мгновенно вдруг пропала. - А теперь ваши пальчики продолжают трудиться. Нарисуйте цветик- семицветик( дети рисуют карандашами) . Литература: «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «С любовью к природе» под ред. И. Д. Зверева, Москва «Педагогика», 1976 г. «Экологическое воспитание дошкольников в Крыму»- составители: Сакирдонова Т. И. , Серенкин А. Н. , Симферополь, 1995г. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1970г. Т. В. Хабарова Н. В. Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников», Санкт – Петербург, «Детство- пресс», 2011 г. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», Москва, «Просвещение», 1961г.