Сюжетно-ролевые игры.
Документы для скачивания
Большую роль в развитии общения младших дошкольников со сверстниками имеют игры сюжетно-ролевого характера. Вот некоторые из таких игр.
Игра «Семья»
Цели и задачи:
Учить детей самостоятельно организовывать игры, распределять роли, развивать сюжет на основе знаний, полученных ранее. Совершенствовать навыки общения, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Атрибуты:
Модульное оборудование (Можно использовать в создании игровой обстановки для любой сюжетно-ролевой игры) ; коттедж с комнатами (гостиная, спальня, кухня, прихожая, ванная, мелкая мебель, куклы мелких размеров.
Роли:мамы, папы, бабушки, дедушки, сыночки, дочки, братья, сестры.
Предполагаемая деятельность:
Дети распределяют роли. Воспитатель иногда помогает в распределении ролей, если этого требует ситуация. «Члены семьи» выполняют домашние дела, ухаживают за куклами-дочками. Мамы готовят завтрак, приводят в порядок кукол-дочек, кормят их. Затем могут пойти в магазин, прийти на прием к врачу (или вызвать его на дом, пойти в парикмахерскую, погулять с дочкой, поехать куда-либо на автобус, такси. Дома бабушки (или мамы) готовят обед, занимаются уборкой, стиркой, им во всем помогают другие члены семьи. Папы идут на работу, а оставшиеся дома (они, например, работают во вторую смену или в отпуске) помогают по дому, идут в магазин, гуляют с дочкой и тому подобное.
Руководство воспитателя: в качестве партнера по игре приходит в «семью» и говорит: «Здравствуйте, я ваша соседка. У меня сегодня выходной, может, вам нужна моя помощь? Я могу погулять с вашей дочкой. (Я могу помочь убраться в доме или приготовить обед) ».
Заключение игры:воспитатель должен подходить к каждой группе, беседовать с детьми: «Кто с кем играл? Как играли? Кто кем был в игре? »
«Детский сад»
Задачи: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
Роли: воспитатель, младший воспитатель, логопед, заведующая, повар, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, медсестра, врач, дети, родители.
Игровые действия: Воспитатель принимает детей, беседует с родите-лями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры. Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду… Логопед занима-ется с детьми постановками звуков, развитием речи… Муз. руководитель проводит муз. занятие. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.
Игровые ситуации: «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «На музыкальном занятии», «На физкультурном занятии», «Осмотр врача», «Обед в д/саду» и др.
Игра «Больница»
Цели и задачи:совершенствовать навыки общения, учить вежливости, деликатности, чуткости, предупредительности. Вызывать у детей желание придти на помощь.
Атрибуты:халаты для врачей и медсестер, набор «Маленький доктор», сумочка для выезда на дом, условные игрушки: карточки больных, справки, рецепты, горчичники, медикаменты, таблица для проверки зрения.
Роли:врачи (педиатр, окулист, медсестра (процедурная или в регистратуре, продавец аптеки, больные-пациенты.
Предполагаемая деятельность:врач готовится к приему, приветливо встречает пациентов, выслушивает жалобы, осматривает, окулист проверяет остроту зрения, выписывает рецепты, справки. Если будет вызов на дом, педиатр выезжает на дом к больному. Медсестра процедурного кабинета выполняет назначения врача: делает уколы, перевязки, ставит банки, горчичники. Медсестра регистратуры записывает на прием к врачу, находит карточку больного, выписывает справки, ставит печать на рецепты. Продавец аптеки выдает лекарства по рецептам, объясняет, как принимать те или иные лекарства.
Руководство воспитателя:воспитатель подключается к игре и руководит ею через роль.
Заключение игры:если это необходимо, воспитатель подходит к детям, кратко подводит итог, обращая внимание на взаимоотношения, взаимопомощь, внимание, заботу, вежливость.
«Поликлиника»
Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
Игровые ситуации: «На приеме у лорврача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Игра «Кафе»
Цели и задачи:продолжать обогащать содержание игр детей, учить самостоятельно, организовывать игру, совершенствовать ролевое общение, взаимоотношение детей, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Атрибуты:халаты для продавцов и кассира, кассовый аппарат (условная игрушка, сладости, напитки (условные игрушки и игрушки-заместители) .
Роли:продавец, кассир, посетители-покупатели.
Предполагаемая деятельность:продавец с кассиром расставляют товар на витрине, принимают вновь поступивший товар, в отсутствии покупателей-посетителей моют посуду, производят уборку. Продавец обслуживает покупателей, продает сладости, напитки. Кассир подсчитывает стоимость, получает деньги (воображаемые, пробивает чек.
Руководство воспитателя:воспитатель подключается к игре «Кафе» и руководит ею через роль. Например, в роли прохожей, приезжей побуждает детей к игре «Кафе»: «Я приезжала из другого города. Скажите, пожалуйста, где можно пообедать? У вас в городе есть кафе? Оно сегодня будет работать? »
Заключение игры:если это необходимо, воспитатель подходит к детям, кратко подводит итог, обращая внимание на взаимоотношения, взаимопомощь, внимание, взаимовыручку, вежливость, тактичность, деликатность.
Игра «Парикмахерская»
Цели и задачи:воспитывать навыки личной гигиены: быть опрятными и аккуратными. Формировать культуру поведения в обществе. Учить вежливости, деликатности.
Атрибуты:набор для парикмахера, пелерина для парикмахера, тумбочка с зеркалом, условный фен, расчески, ножницы, банты, заколки для причесок, флаконы с косметическими веществами.
Роли:парикмахер, клиенты.
Предполагаемая деятельность:парикмахер готовится к приему клиентов. «Понарошку» подстригает, причесывает, привязывает банты, делает прически.
Руководство воспитателя:воспитатель подключается к игре и руководит ею через роль. Например, в роли прохожей, приезжей побуждает детей к игре «Парикмахерская»: «Я приезжала из другого города. Скажите, пожалуйста, у вас в городе есть парикмахерская? Она сегодня будет работать? »
Заключение игры:если это необходимо, воспитатель подходит к детям, кратко подводит итог, обращая внимание на взаимоотношения, взаимопомощь, как необходимо быть опрятным и аккуратным.
Игра «Гараж»
Цели и задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения, трудолюбие, опрятность.
Атрибуты:фуражка для шофера, картинки-символы с изображением разных видов машин (автобус, скорая помощь, такси, грузовик, руль, инструменты для ремонта (игрушки-заместители, рабочие рукавицы, игрушечные машины.
Роли:шофера, мастера-ремонтники, диспетчер, пассажиры.
Предполагаемая деятельность:шофер автобуса (такси) готовит рабочее место, проходит медосмотр, заправляет машину бензином, отправляется в рейс. Перевозит пассажиров, продает воображаемые талоны, объявляет остановки. Работники гаража обустраивают гараж, смотровую яму, диспетчерскую, бензоколонку. Если машина «сломалась», шоферы или ремонтники «ремонтируют» ее. Для этого надевают рабочие рукавицы, используют вместо инструментов игрушки-заместители. Диспетчер направляет шоферов на медосмотр, выдает путевку, талоны на бензин.
Руководство воспитателя:если будет нужна помощь и вмешательство воспитателя в игру «Гараж», то он может сказать: «Мне пора на работу, я работаю диспетчером в гараже. » В роли диспетчера воспитатель может координировать действия играющих в этой подгруппе ребят: направлять шоферов на медосмотр, вызывать машины на профилактический ремонт, на заправку.
Заключение игры:воспитатель должен подходить к каждой группе, беседовать с детьми: «Кто с кем играл? Как играли? Кто кем был в игре? » В итоге говорит: «Мне понравилось, как вы играли». Обращает внимание на взаимоотношения, взаимопомощь, взаимовыручку.
«Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупа-тели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».
Игры, перечисленные выше, также способствуют формированию доброжелательных отношений старших дошкольников друг к другу и к окружающим. Ниже представлены игру более узкие по задачам и целям их проведения.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: Развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры: В начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, Щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
Игра «Подарок другу»
Цель: Развивать умение невербально «описывать» предметы.
Ход игры: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
Игра «Доброе животное»
Цель: Развитие эмпатии, творческого воображения; создание положительных эмоций.
Материал: Листы белой бумаги, краски или фломастеры, медаль-смайлик на каждого ребенка. Тихая спокойная музыка.
Ход игры: Детям дается задание – «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Дети расходятся по разным углам, каждый к своему месту. Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем рисунки выставляются и каждый ребенок рассказывает о своем добром животном. Всем детям вручается картонная медаль-смайлик.
Игра «Волшебный стул»
Цель: Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.
Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Игра «Разноцветный букет»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
Игра «Пирамида любви»
Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, А все потому, что мы умеем любить сами и любимы».
Конспект сюжетно-ролевой игры «Торговый центр».
Цель: Развитие средств успешной социализации детей в коллективе.
Задачи:
1. Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры.
2. Закреплять знания о функционировании центра.
3. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах, положительных взаимоотношений между детьми.
Игровой материал. Строительный материал, игрушки, муляжи продуктов, касса, зеркало, предметы-заместители, деньги, кошельки, вывески названий отделов магазина, одежда и головные уборы для продавцов, сумки, весы, природный материал (шишки, камешки и др., чеки, елочные украшения, домик, ёлка, ветошь для протирания витрин, пакеты для упаковывания.
Подготовка к игре. Приготовление поделок на занятии ручного труда, этические беседы о поведении ребят в общественных местах, сооружение прилавков и касс. Изготовление атрибутов для игры. Рассказ воспитателя о том, как мы играли в детстве.
Игровые роли. Директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, шоферы, упаковщики, бармен, мастер-парикмахер.
Словарная работа. Шопинг-центр, бармен, вежливые слова, покупатели, продавец, парикмахер, мастер, директор магазина, клиент, посетитель, кассир, водитель, упаковщик.
Ход игры.
Воспитатель:-Ребята, скоро праздник – Новый год. Все люди нашей страны готовятся к празднику: покупают друг другу подарки, открытки. Сегодня у нас открывается «торговый центр», это магазин в котором есть такие отделы как «Подарки», «Игрушки», «Продукты»; есть ещё у нас и «Салон красоты», где вам сделают красивую причёску, маникюр; есть у нас и «Кафе-бар», где можно попить кофе с пирожными, попить сок, чай, съесть мороженое.
Давайте распределим роли. В этом нам поможет считалочка «Стакан, лимон – вышел он».
Затем дети совместно с воспитателем устанавливают витрины, раскладывают овощи, устраивают кафе, салон красоты.
Воспитатель: После того как вы сделаете покупки или до покупок можно сходить в кафе, в «Салон-красоты». Покупки можно отнести домой (положить в доме, или под ёлочку). Наши водители могут отвезти ваши покупки домой.
Перед началом игры, после распределения ролей напомнить детям как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец с покупателем и предложить одно из главных условий игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут; не будут предоставлены услуги. Дети берут корзинки, деньги.
Дальше начинается игра.
Директор магазина объявляет об открытии “Торгового центра”, приветливо встречает покупателей. После этого покупатели расходятся по отделам и делают покупки. Идет оживлённая торговля. Все товары имеют цену, в рамках программного материала (счёт до 10 рублей). В игру введены весы для взвешивания продуктов (мелкие камешки, шишки и др.)
Продавец вежливо здоровается с покупателем, предлагает ему товар, даёт его посмотреть, показывает, как с ним можно обращаться, говорит, сколько он стоит.
Заплатив в кассу названную продавцом сумму и взяв чек, покупатель отдаёт его продавцу и получает у него свою покупку. Воспитатель подсказывает по необходимости: - Вы купили яблоко для своей дочери? А вы не забыли купить открытку для бабушки, дедушки? А что вы принесёте из магазина для праздничного стола?
Продавец, после того как покупателей становится меньше, объявляет, что магазин закрыт на обед, вывешивает табличку «Обед». Поправляет и наводит порядок на своём рабочем месте, протирает прилавки ветошью.
Водители привозят новый товар. Бармен предлагает попить кофе с пирожными.
Примерно через 15–20 минут, педагог предлагает поменяться ребятам ролями.
Воспитатель: Наступает вечер, рабочий день «Торгового центра» заканчивается. Не забудьте убрать своё рабочее место.
Итог игры.
Обсуждение игры:- В какую игру мы сегодня играли, кем мы были? Если мы продавали – то мы были продавцами. Если покупали? Делали причёску? Пили Кофе? Варили кофе? Упаковывали товар? Увозили товар?Какую оценку вы бы поставили нашей игре сегодня?Хорошо играть вместе? Мы ещё поиграем с вами в магазин и пригласим ребят средней группы в наш «Торговый центр».