a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для воспитателей

Автор: Коденцова Галина Васильевна Опубликовано: 2016-06-14 22:55:36

Тема:«Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Педагог- мастер: Коденцова Галина Васильевна

Место проведения: МКДОУ Кантемировский детский сад № 1

Продолжительность мастера- класса: 20 мин

Цель мастер- класса:повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повысить профессиональное мастерство педагогов.
  • Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
  • Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала.
  • Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер - класса.

Оборудование:компьютер, проектор, презентация.

Раздаточный материал: шаблоны, цветные мелки, соль «Экстра», клей, кисточки,салфетки.

Ход мастер - класса:

Уважаемые коллеги!

Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Теоретическая часть.

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Чтобы решить эту серьезную, на мой взгляд, проблему современного общества, надо создать ребенку соответствующие условия.

     Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная познавательная  деятельность детей. Именно с такой деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. 

    Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно –практическая  деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность экспериментального характера.

    Дошкольники любят экспериментирование, так как эта деятельность отвечает особенностям их мышления- наглядно-образного и наглядно-действенного.

Главным достоинством экспериментирования является то, что даются детям реальные представления о предмете или явлении, о взаимоотношении с другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.

    В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры.

  • Постановка, формулирование проблемы;
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых    деталей;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

    Тему для экспериментов выбираю с учетом интересов детей, а также   в соответствии с тематикой  и событийностью.

В своей работе я интегрирую разные виды экспериментирования.

Это эксперименты с реальными объектами и абстрактными объектами.

С реальным объектом - это экспериментирование с объектами живой и  не живой природой, рукотворным миром.

-А эксперимент с абстрактным объектом? Что это? Что такое абстрактный объект?

Абстрактные объекты - это объекты слова, представления и отношения. (Дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.)

Практическая часть.

 А как применяются эти методы экспериментирования на практике, вы поймете в ходе дальнейшей работы.

 И сейчас я предлагаю провести эксперимент с объектом неживой природы.

Ответьте мне на вопрос:

- Какая нота и продукт называются одинаково? (соль)

- Правильно!

- Сегодня с вами мы будем преобразовывать самую обыкновенную соль.

- Как вы думаете можно ли окрашивать соль?

- Конечно, можно. А как это можно сделать? (С детьми окрашиваем соль акварельными красками, ничего не получается, т.к. соль растворяется в воде)

Хочу открыть вам маленький секрет и поделиться с вами самым легким и самым быстрым способом окрашивания соли.

Предлагаю сделать вот такие необычные цветные картинки. Я предлагаю расписать пасхальные яйца, т.к. приближается  светлый праздник Пасхи. И подарить их самому близкому человеку.

- Ну что приступим к работе.

- Снимайте салфетки, вы увидите все необходимое для нашей деятельности.

Технология выполнения работы:

(#Детям доставляет большое удовольствие выполнять такие действия, в процессе такой деятельности, у ребенка развивается мелкая моторка.)

(#Работа очень увлекательная и интересная. Детей этот процесс увлекает настолько, что очень сложно с ними разговаривать, так они увлечены этой работой.

Также, такой способ окрашивания соли, помогает снять внутреннее напряжение, как у ребенка, так и у взрослого человека.

Пока коллеги работают, я расскажу немного о соли. Соль очень интересный объект для исследования. Ее можно использовать для различных опытов и узнавать совершенно разные  свойства соли.

- Растворимость соли.

- Волшебное свойство соли удерживать на поверхности разные предметы.

- Из соли можно выращивать различные кристаллы.

Все это интересно и очень нравится детям.

Так же можно реализовывать различные долгосрочные проекты. Во время проектной деятельности можно наблюдать за солью, узнавать полезные свойства соли с медицинской точки зрения, исследовать зачем нужна соль, насколько может быть вредно использование  большого количества соли.)

Сделали, покажите свои картинки коллегам, как красиво получилось. Дети, тоже очень радуются, восхищаются своими работами.

- А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово соль.

(«Соленая радуга»,  «До, Ми, Солька», «Соленая фантазия»)

- Молодцы. А вот представьте, что эту разноцветный сувенир вам нужно подарить, кому вы подарите? Представили?  Скажите: Какие же ощущения он будет испытывать? (Радость, восхищение, восторг). Молодцы.

- Вот сейчас мы с вами попробовали экспериментировать со словом- абстрактным объектом. Мы придумывали название нашей работе, представляли, кому хотим подарить сувенир-  в данном случае наш реальный объект-  пасхальное яйцо-сувенир, а абстрактный объект- слово, предположение.

Уважаемые коллеги!

Посмотрите, что получилось у меня.

Я окрасила соль гуашью, получается очень ярко выразительно. Такую работу сделанную своими руками не стыдно кому –то подарить.

А еще можно сделать красивые и оригинальные подсвечники, стакан обмазать клеем и насыпать на него соль, получается очень оригинально.

Итак, детское экспериментирование позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения, а в итоге создавать творческую личность.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги у вас на столах лежат ленточки, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в вашей работе с детьми, привяжите на свою поделку зеленую ленту, а если считаете,  что бесполезен и вам не пригодится, то красную.

Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои поделки  вы можете забрать на память.

Спасибо всем за внимание.

 

Список использованной литературы:

  1. 2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
  2. 4. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. :  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с. 5. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  3. «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет»

Оставить комментарий: