Доклады.
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 2» ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие речи старших дошкольников
с помощью произведений
художественной литературы.
Выполнила: Чикашова Елена Владимировна
воспитатель 1 категории
Речь человека – великий дар, данный нам природой, благодаря которому мы получили широкие возможности общения друг с другом. Речь обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении.
Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
В старшей группе я стараюсь продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе у детей. Стараюсь воспитать способность замечать некоторые выразительные средства. Учу определять и мотивировать свое отношение к героям произведения, выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев. Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, музей.
В соответствии с программой в течение года воспитанники знакомятся с разными произведениями (сказками, стихотворениями, рассказами).
Беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанное, а как бы «высветлить», повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) его во всей целостности.
Работа над сказкой.
Приемы, которые используются в беседах по сказкам можно разделить на 2 группы – это приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.
Приемы первой группы:
- Вопросы. Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, предлагаются вопросы «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п. Вопросы должны быть разнообразными по своей направленности:
- Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, можно напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
Например, работая над сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», спрашиваю:
— Какая лиса в сказке?
— Хитрая, умная, жестокая,— говорят дети.
— И только-то? — и зачитываю отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.
- Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения.
Так, например, работая над сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый» и выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирую фразу из текста, в которой заключена мораль сказки:
«Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» Дети говорят, что бывает плохо. Предлагаю им рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашиваю: «Когда же так бывает?» — добиваюсь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.
- Использование иллюстраций. Предлагаю рассмотреть иллюстрации художников, демонстрирую рисунки, аппликационные панно, которые помогают понять произведение. Например, на занятии по сказке «Хаврошечка» показываю рисунок яблони и спрашиваю: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?». Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Я в подтверждение их слов зачитываю соответствующее описание из текста. Затем предлагаю детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сама в это время заменяю первый рисунок другим — с волшебной яблоней.С помощью этого приема приучаю дошкольников вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.
- Словесные зарисовки. Предлагаю детям сделать словесные зарисовки, вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, задаю вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь
- «Как одета твоя Аленушка?
- Какие глаза у ведьмы?
- Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что
перед ней ведьма?» и т. п.
В свободное от занятий время дошкольникам предлагаю нарисовать задуманные картинки, которые позже можно будет показать детям, чтобы обновить впечатления от сказки.
Приемы второй группы:
- Повторное чтение отрывков. По заявкам детей повторно читаю отрывки
из текста. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
- Вспомни эпизод. По моей просьбе дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.
- Расскажи о… Сама напоминаю один из эпизодов и прошу рассказать о нем подробнее. Зачитываю соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»
- Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, при работе со сказкой «Заяц-хваста» воспроизводим диалог зайца и тетки вороны; со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый» отрывок из сказки — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» и др.
Работа над рассказами.
Беседы по содержанию рассказов в целом строю на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказкам, но перед чтением рассказов провожу подготовительную работу.
Приемы для подготовительной работы.
- Портрет писателя. Предлагаю вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опорой на наглядность). Это даст ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других созданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее.
- Рассказ о действительных событиях, фактах, которые нашли отражение в данном художественном произведении. Тогда авторский текст приобретает для ребенка значимость и весомость.
- Картины и иллюстрации. Предлагаю рассмотреть картины и иллюстрации, помогающие легче представить описание природы, облик персонажей, о которых рассказано в произведении. Рассматривая иллюстративный материал, дети делятся друг с другом своими наблюдениями, я стараюсь уточнить и конкретизировать их высказывания.
- Целевая прогулка, или заочная экскурсия, где дети знакомятся с новыми понятиями, словами, которые встретятся в произведении.
Работа над стихотворениями.
- Подготовительная работа. С новым стихотворением детей можно знакомить или непосредственно на занятии, или заранее. Большинство произведений, рекомендованных программой, не требует специальной подготовительной работы. Однако в ряде случаев она все-таки нужна. Например, перед заучиванием стихотворения «Дуб» И. Токмаковой детям следует показать это мощное дерево, зеленеющее до поздней осени. Перед чтением стихотворения «Песня о весне» С. Маршака желательно весной организовать прогулку с целью показать воспитанникам сережки вербы, серебристые, бархатные. Если прогулку провести трудно, можно принести в группу ветки вербы.
- Работа над содержанием. Чтобы помочь детям понять настроение стихотворения (лиричное, сказочное, веселое и озорное, праздничное), разобраться в его содержании, использую следующие приемы:
- Предлагаю детям охарактеризовать стихотворение. Если им это трудно, сама даю 3—4 определения, из которых дети выбирают наиболее подходящее.
- Заранее продумываю и предлагаю детям вопросы, которые помогут им понять смысл авторских определений, сравнений и других выразительных средств. Например: «Платон Воронько называет медвежонка «капризуля косолапый». Может быть, это дразнилка?» — размышляю вслух. «Похоже» — соглашаются дети. Однако, подумав, приходят к выводу, что автор не осуждает медвежонка, а симпатизирует, сочувствует ему. И они начинают читать эти строчки по-иному — мягко, задушевно, сочувствуя малышу.
- Читаю стихотворение, не сообщая детям его название. Интересуюсь, понравилось ли оно, предлагаю поразмышлять, какое название ему можно дать. Подкрепляю аргументы детей строчками из стихотворения. Затем сообщаю название и прошу запомнить его и фамилию автора.
- Заучивание наизусть. Для того чтобы помочь детям запомнить стихотворение, использую разные приемы.
- Предлагаю воспитанникам назвать отрывки, которые им особенно понравились. Перечитываю их при участии детей, выполнив 3—4 заявки.
- Заранее продумываю вопросы в виде цитат из текста, требующие от ребенка повторения. Вопросы могут быть адресованы одному ребенку, группе детей, отдельно мальчикам, отдельно девочкам и т. п.
- Предлагаю детям прочитать отрывки, которые они уже запомнили (5—6 выступлений). Поясняю, как нужно прочесть те или иные строчки, поощряю поиски ребенком нужной интонации. В процессе этой работы все дети запоминают текст.
- Использую мнемотаблицы.
Пословицы, поговорки, загадки.
- Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его—пословицы, загадки, поговорки—ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых; к месту сказанные при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут служить свою службу. Нужно только всемерно остерегаться искусственности, что неизбежно произойдет, если употреблять их будут нарочито, лишь для придания речи «красивости». Плохо, если будут заранее «планировать» употребление пословиц, поговорок. Народные выражения живы только тогда, когда сказаны ко времени и к месту. От детей ни в коем случае не следует добиваться, чтобы они пользовались этими выражениями или, ещё хуже, заучивали их. Хорошо, если дети в речи взрослого улавливают юмор, понимают и назидание в пословице. Если в детской речи изредка промелькнёт поговорка или отдельное выражение, взятое из сказки или из речи воспитателя, это и будет наградой за труды, но специально вызывать ребёнка на это не следует.
Научите ребенка объяснять пословицы и поговорки своими словами. Процесс будет полезным, поскольку развивает абстрактное и образное мышление. Кроме того, он окажется веселым. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.
Список использованной литературы
- речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 400c.
- речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1981.—255 с.
- речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.170-173.
- речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речидетей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.139-144.
- речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение,
1966. – 175с.
- речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
- речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.189-191.