Игры на прогулке как средство укрепления здоровья дошкольников, заведующий Пашенко Л.А., старший воспитатель Медведева О.Н.
Дошкольный возраст является фундаментом в формировании физического здоровья ребенка. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 2014 года, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Задачи образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС реализовываются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
Одной из задач нашего детского сада является создание условий образовательно-оздоровительного пространства, обеспечивающего воспитание культуры здоровья, способствующего формированию потребности и мотивации к сохранению и укреплению здоровья детей. Педагогический коллектив находится в постоянном поиске оптимальных форм, методов физического развития и оздоровления дошкольников. Сегодня в ДОО накоплен большой опыт в этом направлении: в соответствии со Стратегией развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы реализуется парциальная программа «Играйте на здоровье!» ( программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет» под редакцией Л.Н.Волошиной), проводится работа по осуществлению здоровьесберегающего и здоровьеформирующего воспитания дошкольников через интеграцию различных видов деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, коммуникативной).
Инфраструктура детского сада включает медицинский кабинет, спортивный зал, спортивную и городошную площадки, оборудованные участки на улице, здоровьесберегающую развивающую предметно-пространственную среду в группах.
В систему работы по физическому воспитанию включена ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия на свежем воздухе, спортивные праздники и развлечения, ведется работа по профилактике плоскостопия. Особое внимание уделяется закаливающим упражнениям и процедурам – гимнастике после сна, коррегирующим упражнениям, дозированной ходьбе, солевому закаливанию, точечному массажу, полосканию рта и горла, дыхательной гимнастике, релаксационным упражнениям под музыку, босохождению.
Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, использование ее для укрепления и сохранения здоровья открывает широкие возможности для педагогов. Опираясь на требования ФГОС ДО, современную нормативно–правовую базу, научно–методические разработки, передовые оздоровительные технологии, для решения задачи по укреплению здоровья детей воспитатели систематически включают игру в проведение режимных моментов. Доказано, что позитивно-эмоциональные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее действие на организм, могут обеспечить восстановление и укрепление здоровья. Ведущее место на прогулке педагоги отводят играм, преимущественно подвижным, так как они способствуют развитию основных движений, снимают умственное напряжение от образовательной деятельности, воспитывают моральные качества. Для организации двигательной активности детей педагоги совместно с инструктором по физической культуре провели отбор подвижных игр, игровых упражнений. С помощью родителей были изготовлены нестандартные пособия для прыжков, бега, метания. С целью привлечения внимания дошкольников к играм нами используются такие приемы, как объяснение с помощью мимики и жестов, использование карточек-схем, чтение стихотворений, загадок.
Территория детского сада разбита на зоны для организации подвижных и спортивных игр: площадки для игры в футбол, волейбол, баскетбол; городошная площадка, оборудована спортивная зона на участке старшей группы, отведено пространство и для игр на асфальте («классики», гусеница, божья коровка). Такое специально организованное пространство позволяет детям свободно выбирать интересную для них игру. Воспитатели, планируя организацию детей на прогулке, интересуются, в какие игры они хотели бы поиграть, и выносят соответствующий инвентарь. Признание желаний ребенка — залог формирования устойчивого характера, так как это проявление уважения к нему, принятия его таким, каков он есть. Время, выделяемое на подвижные игры на прогулке, определяется с учетом предыдущей деятельности детей: если прогулка была после занятия по физической культуре, игра длится 20 мин, если же предшествующие занятия требовали усидчивости – 30-35 мин.
Одной из форм работы по оздоровлению детей в нашем детском саду является «Тропа здоровья». Организация работы на ней позволяет нам проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме в летний период, а именно улучшение эмоционально-психического состояния, функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактику плоскостопия, улучшение координации движений, приобщение к здоровому образу жизни. Функционировать «Тропа здоровья» начинает с середины июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли - не ниже 20ºС-22ºС, и заканчивает свою работу во второй половине августа. На «Тропе здоровья» имеются поверхности различной фактуры (спилы деревьев, песчаная поверхность, гравия и др.), изготовлен мостик, ворота для подлезания, искусственная неровность.
Для того чтобы работа в направлении здоровьесбережения в ДОУ по ФГОС принесла реальную пользу для наших воспитанников, коллектив создает оптимальные условия, включая в повседневную жизнь ребенка мероприятия по сохранению и укреплению здоровья в игровой форме, чтобы у ребенка с детства формировались полезные привычки и позитивное отношение к охране своего здоровья.