13.06.2016 г. Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин
Документы для скачивания
Анализ работы кафедры гуманитарных дисциплин при опорном методическом центре МОУ «Саловская средняя общеобразовательная школа» за 2015- 2016 учебный год Руководитель кафедры Денисова О. А. Методическая тема кафедры гуманитарных дисциплин « Системно- деятельностный подход в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС ». Цель методической работы Создание оптимальных условий для реализации системно- деятельностного подхода в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС Задачи Повышение мастерства и квалификации учителей- предметников гуманитарного цикла в соответствии со стандартами нового поколения. Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла. Концентрирование основных сил кафедры гуманитарных дисциплин в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников. Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий. Повышение профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, использование персональных сайтов, участие в творческих мастерских и интернет сообществах, использование современных технологий, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу. Организация системной подготовки к выпускному сочинению( изложению) , ОГЭ и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла, отработка навыков тестирования при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме сочинения, ОГЭ и ЕГЭ. Изучение нормативно- правовой, методической базы по внедрению ФГОС. Направления деятельности по методической теме: Применение активных форм обучения. Использование творческих заданий в обучении предметам гуманитарного цикла. Использование учителями ИКТ, исследовательских, проблемных методов обучения, здоровье сберегающих технологий, внеурочной деятельности при организации системно- деятельностного подхода в реализации основных направлений ФГОС. Борьба за чистоту родного языка, повышение грамотности обучающихся, их техники чтения и осмысления текстов. Умение учащихся работать с учебным материалом и пополнять свой словарный запас. Повышение результативности личностно- ориентированного образования в ходе заседаний кафедры, взаимопосещения уроков. Повышение уровня духовно- нравственного и гражданско- патриотического воспитания учащихся на уроках и во внеурочное время. Анализируя работу учителей, можно отметить, что члены кафедры в 2015- 2016 учебном году приложили максимум усилий для реализации поставленных целей и задач. Обладая богатым арсеналом форм, методов и средств, учителя кафедры творчески применяют методические новинки и идеи. Мастерство педагогов заключается в рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью школьников, их развитием. Каждый имеет собственную педагогическую концепцию, из которой вытекает индивидуальная педагогическая технология. Профессиональная компетентность учителей характеризуется процессом принятия педагогических решений, способностью видеть проблемы, возникающие в образовательном процессе, самостоятельно ставить конкретные педагогические цели и задачи и находить способы их решения, оценивать полученные результаты. Уроки учителей кафедры гуманитарных наук отвечают современным требованиям, сочетаемым с полным владением методикой анализа учебно – методической работы по предмету, они отличаются тщательным отбором содержания, способствующего развитию устной и письменной речи детей, особой атмосферой, где рождается мысль, выражаются чувства через вдумчивое отношение к слову. Педагоги акцентируют внимание на воспитательных и развивающих аспектах урока, реализуя их через высокий уровень раскрытия учебного материала, используя деятельностный подход и современные педагогические технологии. Педагоги кафедры щедро делятся опытом с коллегами. В целях обмена опытом внутри кафедры организовано взаимопосещение уроков, что даёт возможность обогатиться новыми идеями, наметить пути собственного развития. За текущий период кафедрой гуманитарных наук проведена большая воспитательная и методическая работа. В этом учебном году прошло 5 заседаний кафедры, на которых были утверждены планы работы кафедры, рассмотрены и представлены к утверждению рабочие и элективные программы по курсам русского языка и литературы. На заседаниях обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с учебным процессом. Основными формами проведения заседаний кафедры были семинары – практикумы. В целях повышения квалификации педагогов в соответствии с требованиями в условиях перехода на ФГОС систематически проводилась научно – методическая работа по изучению методических писем, рекомендаций. Темы заседаний Заседание 1. Организационные вопросы работы методического объединения на 2015- 16 учебный год. Заседание 2 Новые образовательные стандарты в преподавании предметов гуманитарного цикла. Заседание 3 Организация внеклассной работы как важная составляющая часть нравственного воспитания Заседание 4 Организация эффективной подготовки к ГИА и ЕГЭ на уроках. Заседание5 Анализ деятельности кафедры. Все заседания кафедры были направлены на решение важных вопросов, связанных с анализом успеваемости учащихся по четвертям, выявлением пробелов в знаниях и умениях учащихся. Учителями были намечены пути преодоления трудностей, разработаны планы работы с учащимися. Были рассмотрены вопросы повышения качества знаний по предметам, пути повышения мотивации к изучаемым предметам. Основными вопросами в течение года стали: подготовка учащихся к олимпиадам и пробным ЕГЭ и ГИА на основе анализа результатов экзаменационных работ прошлого года. Выступления на заседаниях кафедры На заседаниях кафедры, которые проходили в форме семинаров, круглого стола, практикумов, выступили следующие педагоги: 1. Макарова Е. С. – «Современный урок русского языка и литературы с учетом требований ФГОС» 2. Денисова О. А. – «Создание оптимальных условий для реализации системно- деятельностного подхода в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС» 3. Захарова С. С. - « Современный урок иностранного языка с учетом требований ФГОС». 4. Стрижевец Ж. В. – «Методические рекомендации и критерии оценивания сочинения, являющегося для обучающихся 11 класса допуском к государственной итоговой аттестации». 5. Еремина Е. А. – «Эффективные методы и формы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку» 6. Хабибуллова Н. Х. - « Использование современных технологий в рамках подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по иностранному языку» Одним из основных направлений работы кафедры гуманитарных наук является опытно- экспериментальная деятельность, которая способствует повышению качества образования и формированию ключевых компетентностей учащихся. Кафедра гуманитарных наук активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения ФГОС второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового потенциала. Возможность апробации условий внедрения ФГОС второго поколения была рассмотрена на заседании кафедры. В августе рассмотрели и представили к утверждению программы по курсам русского языка и литературы для 5- х классов учителя Денисова О. А. , Макарова Е. С. , Захарова С. С. , Звонова Т. К, Хабибуллова Н. Х. в соответствии с ФГОС второго поколения. Повышения квалификации В течение учебного года курсы повышения квалификации на базе МРИО прошли 4 человека: 1. Денисова О. А. - « Обновление содержания и инновационные подходы к преподаванию русского языка литературы в условиях реализации ФГОС ОО» 8. 01. - 26. 01. 2016 2. Стрижевец. Ж. В. – «Обновление содержания инновационные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ОО» 9. 11. 15- 13. 11. 15; 7. 12. 15- 11. 12. 15 3. Захарова С. С. - « 11. 04. 16- 29. 04. 16 «Новые тенденции в лингвистическом образовании в условиях перехода в ФГОС ОО» 4. Макарова Е. С. – «Подготовка председателей и членов предметной комиссии по проверке выполнения задания С1( сочинение- рассуждение) ЕГЭ по русскому языку» 14. 03. 16- 16. 03. 16 Выводы: в 201 6- 20 1 7 уч. году необходимо: Изучить потребности педагогических кадров в повышении квалификации в 201 7 году( по плану) в связи с внедрением ФГОС мотивировать педагогов продолжить обучение для педагогов старшей школы и среднего звена. Участие педагогов Макарова Е. С. – предметная олимпиада учителей. ( Участие) . Денисова О. А. – предметная олимпиада учителей. ( Участие) Ерёмина Е. А. – предметная олимпиада учителей( Участие) Общественная работа педагогов Макарова Е. С. - член жюри прове рки конкурсных работ учащихся, олимпиадных работ; член предметной комиссии по проверке выполнения задания С1( ЕГЭ по русскому языку) , эксперт при проверке экзаменационных сочинений ЕГЭ Денисова О. А. - член жюри проверки конкурсных работ учащихся; эксперт при проверке экзаменационных сочинений ЕГЭ, олимпиадных работ. Захарова С. С. - организатор в аудитории при проведении ОГЭ. Создание условий для самореализации одаренных детей В 2015 году проведены школьный и муниципальный этапы олимпиады школьников. Олимпиады Результаты муниципального этапа Предметных олимпиад следующие: Призеры( Русский язык) Кокина Дарья, обучающаяся 7 класса( учитель Макарова Е. С. ) Призеры( Немецкий язык) Кокина Дарья, обучающаяся 7 класса( учитель Захарова С. С. ) Участники( Литература) 1. Егорова Ксения, обучающаяся 9 класса( учитель Ерёмина Е. А. ) Участники( Русский язык) 1. Алексахина Лилия, обучающаяся 9 класса( учитель Ерёмина Е. А. ) . Участники( Английский язык) 1. Патрикеев Игорь, обучающийся 9 класса( учитель Хабибуллова Н. Х. ) Вывод: в сравнении с предыдущим уч. годом количество победителей и призёров муниципального этапа уменьшилось. Конкурсы В течение года учащиеся под руководством своих наставников приняли участие во многих творческих и литературных конкурсах: Название школы Название конкурса место ФИО учителя МОУ «Первомайская СОШ» Олимпиада по русскому языку Олимпиада по немецкому языку Конкурс «Вдохновляющий эрмитаж»( республ. ) Конкурс «Государственная символика» Всероссийский конкурс сочинений( районный) ( Республика) Конкурс «Защитим лес»( поэзия) «Юный исследователь» «Гид- переводчик» « Евсевьевская олимпиада по иностранному языку»( немецкий) Научно- практическая конференция «Межкультурный диалог народов России» «Интеллект будущего» призёр призёр призёр победитель победитель призёр 1 место призёр призёр участие участие участие Макарова Е. С. Захарова С. С. Макарова Е. С. Макарова Е. С. Макарова Е. С Макарова Е. С. Макарова Е. С. Захарова С. С. Захарова С. С. Стрижевец Ж. В. Макарова Е. С. МОУ «Николаевская ООШ» «Живая классика» «Гид- переводчик» 3 место участие Ряжкина Н. К Сюбкаева К. Я. МОУ «Саловская СОШ» «Живая классика» Конкурс по русскому языку «Орфотека» Конкурс «Государственная символика» Конкурс «Искусство слова» Международный творческий конкурс «ВТаланте » «Юный исследователь» «Гид – переводчик» участие сертификат участие участие 1 место участие участие Денисова О. А. Денисова О. А. Денисова О. А Ерёмина Е. А. Денисова О. А. Ерёмина Е. А. Ерёмина Е. А. Денисова О. А Ерёмина Е. А. Хабибуллова Н. Х Хабибудллова Н. Х Кроме этого, учащиеся Ереминой Е. А. , Денисовой О. А. , Звоновой Т. К. , приняли активное участие в игре – конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Учащиеся Хабибулловой Н. Х. приняли активное участие в игровом конкурсе по английскому языку «Британский бульдог». Вывод: участие ребят в творческих литературных конкурсах на качественном уровне. Работа по повышению учебной мотивации через систему урочной и внеурочной деятельности. В целях обмена опытом проводились открытые уроки, которые прошли на высоком методическом уровне Учителя согласно плану в рамках предметной недели пров ели следующие уроки: 1. Денисова О. А. – урок русского язык в 5 классе по теме « Правописание гласных в личных окончаниях глаголов»( по ФГОС) 2. Ерёмина Е. А. – урок литературы в 6 классе по теме « Помянем суровые годы священной строкой фронтовой» 3. Хабибуллова Н. Х. – урок английского языка в 3 классе по теме « Посчитаем от 20 до 100» 4. Макарова Е. С- урок литературы в 9 классе по теме «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова» 5. Стрижевец Ж. В. – урок литературы в 6 классе по теме «Своеобразие композиции стихотворения Н. Некрасова «Железная дорога». 6. Захарова С. С. – урок немецкого языка в классе 8 по теме « Будущее время» 7. Ряжкина Н. К. – урок русского языка в 7 классе по теме « Раздельное и дефисное написание частиц» Элективные курсы и курсы по выбору Проводились элективные курсы и курсы по русскому языку и литературе: № Ф. И. О. Внеурочная деятельность Класс МОУ «Саловская СОШ» 1 Денисова О. А. Курс по выбору «Вокруг тебя- Мир…» 7 Курс по выбору «Вокруг тебя- Мир…» 8 Элективный курс «Практикум по русскому языку» 8 2 Ерёмина Е. А. Курс по выбору «Вокруг тебя- Мир…» 6 Курс по выбору «Технология работы с контрольно- измерительными материалами. Русский язык» 9 Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» 11 3 Хабибуллова Н. Х. Курс по выбору «Английский просто и весело» 5 МОУ «Николаевская ООШ» 4 Звонова Т. К. Элективный курс «Устойчивая грамотность» 5 Элективный курс «Вокруг тебя мир» 5 Элективный курс «Мой язык – русский» 6 5 Ряжкина Н. К. Учебный курс «Мир музыки» 1, 3 Учебный курс «Лексическое богатство русского языка» 5 Элективный курс «В мире русского языка» 7 Элективный курс «Секреты орфографии» 7 Элективный курс «Учись писать грамотно» 7 Элективный курс «На пути к ГИА» 8 Элективный курс «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению – рассуждению» 8 6 Сюбкаева К. Я. Учебный курс «Разговорный английский» 5 Элективный курс «Счастливый английский» 8 МОУ «Первомайская СОШ» 7 Стрижевец Ж. В. «Элективный курс практической грамотности» 10, 11 Элективный курс « Учимся писать сочинение» 11 8 Макарова Е. С. Элективный курс «Нормативные аспекты культуры речи» 9 9 Захарова С. С. Элективный курс «Разговорный немецкий» 10, 11 Курс по выбору «Практикум работы с текстом для чтения и аудирования» 8 Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ Особое внимание уделялось системе работы по подготовке к ЕГЭ учащихся 9- х, 11 классов. Учителя посещали семинары, вебинары, совещания, проводимые в других школах и МРИО по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Планы и задачи на следующий год Анализируя работу учителей кафедры за истекший год, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед школой. Главное в их работе – поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся. Исходя из анализа работы за 2015 – 2016 год, учителями кафедры намечены следующие задачи: Продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеурочной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности Систематически анализировать качество обучения по итогам посещения уроков и мероприятий Совершенствовать систему раннего выявления и поддержки способных и одарённых детей через индивидуальную работу, дифференцированное обучение, внеклассную работу Усилить работу с учащимися 9, 11 классов по подготовке к ГИА и ЕГЭ