Роль матери и отца в воспитании ребенка.
Документы для скачивания
Роль матери и отца в воспитании ребенка. Отец и мать по- разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: «Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования». Идеал ьный вариант- к огда мать в своем поведении демо нстрирует чисто женские черты- мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной подд ержке и сопереживанию, а отец- такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения. Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходим о учитывать следующие моменты. - Ребенок- н е просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной ме ре ребенок- в оспитатель себя. - Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, ли шь взглянув на мир их глазами. - На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей — в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые. В психологической литературе выделяют следующ ие стили семейного воспитания- а вторитарный, демократический, либеральный. Авторитарный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения( родители открыты для общения, допускают изменения св оих требований) . Как результат- дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительн ы. Девочки в большинстве своем- п ассивны и зависимы, мальчики- неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируются поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминир ующее направление коммуникации- от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких- либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческим и людьми. Индифферентный стиль- с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из- за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению. Демократический стиль- родители ориентированы на предоставление возможности выбора ребенку, понимают и чувствуют, чего хочет ребенок( поддержка автономности) , чем больше они уделяют ему внимания и ребенок занимает важное место в их жизни( вовлеченность) , а также, чем более четко описывают свои требования, сдерживают обещания( структурированность отношений) , тем более психологически благополучен ребенок( Клюева Н. В. ) Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье: - выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми; - ощущение свободы, автономно сти при общении с родителями; - уверенность в сво их силах и самодостаточность; - умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих; - способность разграничить ошибку и свою личность.