a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

15. Консультация "Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку"

Автор: Федорова Надежда Викторовна Опубликовано: 2016-06-25 18:05:18

Документы для скачивания

Консультация для педагогов АКТИВИЗАЦИЯ ИНТОНАЦИОННО- РЕЧЕВОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ Музыкальный руководитель Федорова Н. В. Музыкальное искусство, как никакое другое, адресовано к миру человеческих чувств. Тонкое дифференцированное восприятие музыки и способность эмоционально отзываться на нее составляют две необходимые стороны музыкальности: слуховую и эмоциональную. Обе указанные стороны музыкальности необходимо развивать, начиная с самых ранних этапов музыкального воспитания. Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку развивалась у ребенка достаточно успешно, нужно, во- первых, развивать его эмоции, обогащать «палитру» его чувств- не только музыкальными средствами; во- вторых, формировать умение подключать этот эмоциональный опыт к восприятию музыки, связывать его со звучаниями, то есть чтобы ребенок не просто испытывал какие- либо эмоции во время звучания музыки, но и эмоционально переживал выразительное значение музыкальных образов. Установлению тесной ассоциативной связи между звуковыми образами музыки и эмоциями должна способствовать активизация такого фактора, как интонационно- речевой опыт. Для музыки особенно велико ее взаимодействие с двумя сферами: движением( танцем) и речью. Интонационно- речевой опыт человека участвует( часто в неосознанной форме) в процессах музыкального восприятия всегда – независимо от характера, жанра, стиля произведения и возраста воспринимающего. На развитие дифференцированного восприятия музыки большое влияние наряду с собственно музыкальными впечатлениями и музыкальной деятельности ребенка оказывает его речевой опыт. Понятие «интонационно- речевой опыт» конкретнее и отражает лишь именно ту часть речевого опыта, которая связывает звуковые образы музыки с миром эмоций. Одна из важнейших функций( хотя и далеко не единственная) речевой интонации есть функция выражения эмоций голосом. Причем связь определенного звучания голоса и выражаемой им эмоции носит не случайный, а объективный и закономерный характер. Активизация интонационного- речевого опыта дошкольника позволяет развивать его эмоции, формы их выражения голосом( т. е. готовит инструмент для одного из важнейших видов деятельности – пения) , а также обогащает и совершенствует интонационный слух. Эта задача во многом аналогична той, которая лежит в основе ритмики – специальной методики, служащей «активизации музыкального восприятия, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку через движение. Необходимо четко и конкретно разобраться в механизмах связи таких видов звуковой деятельности, как речевое интонирование( с одной стороны) и пение и слушание музыки( с другой) . Пение – наиболее простой и доступный детям вид музыкального исполнительства. Пение и речь различаются высотой, тембром, темпом, динамикой. Речь и пение пользуются разным звуковым материалом. Существуют, однако, и общие механизмы, действующие как в речи, так и в пении. Это относится в первую очередь к звуковому выражению эмоций. Акустический язык эмоций претендует на универсальность как в системе речи, так и в системе пения, не потому ли он всем понятен как в речи, так и в пении? Каждая эмоция, выражаемая голосом, характеризуется целым рядом акустических признаков, причем не случайным набором этих признаков, а их комплексом( типом речевого звучания) . Однако не вся музыка связана со звучанием голоса. Какое значение имеет интонационно- речевой опыт для восприятия инструментальной музыки в процессе слушания? Инструментальная музыка имеет богатую палитру тембров( каждый инструмент имеет свой «голос») , у инструмента нередко более широкий диапазон; рука, извлекающая звук из большинства инструментов, способна на сложные, гибкие, быстрые движения. Разумеется, инструментальная музыка адресуется к эмоциям не только через интонационно- речевой и вокальный опыт, но и через интонационный слух. От развития интонационно- речевого слуха во многом зависит успешность и этого вида детской деятельности( слушания) , и прежде всего сопереживания музыке детьми, подключенности к восприятию их эмоционального опыта. Таким образом, активизация интонационно- речевого опыта дошкольников представляется важной частью работы по развитию музыкального восприятия, формированию у них эмоциональной отзывчивости на музыку.

Оставить комментарий: