Родительское собрание
Документы для скачивания
Родительс кое собрание «О защите прав и законных интересов детей родителями( законными представителями) » Опубликовано: 2 7- 06- 201 6 Автор: Глушковская НОШ Республиканское родительское собрание с единой повесткой дня «О защите прав и законных интересов детей родителями( законными представителями) » 1. План собрания: - Ознакомление с планом собрания; - Представление специалистов, участвующих в собрании; - Доклад «Защита прав и законных интересов детей – основная обязанность родителей( законных представителей) ». 2. Ход родительского собрания: Педагог: Уважаемые родители, законные представители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и законных интересов детей родителями( законными представителями) . Дети – не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая ценность. Это особая, со своими интересами социально- демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе родителей, государства и общества в целом. Нормативные основы защиты прав детства К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: - Декларация прав ребенка( 1959) . Принцип 2 Декларации прав ребенка 1959 г. , гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка». Важность и значение данного положения трудно переоценить. Историческое значение Декларации прав ребенка 1959 г. как раз и состоит в том, что в ней впервые был закреплен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, о чем, к сожалению, незаслуженно забывают. - Конвенция ООН о правах ребенка( 1989 г. ) . Спустя три десятилетия Конвенция «О правах ребенка» 1989 г. вновь подчеркивает, что дети имеют право на особую заботу и помощь. В преамбуле к Конвенции указывается, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, ей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие с тем, чтобы семья могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка правонарушения. - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей( 1990 г. ) . Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. - Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией Российской Федерации, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс Российской Федерации, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». - Семейный Кодекс Российской Федерации – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса Российской Федерации целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей». В Семейном Кодексе Российской Федерации законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение. В целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства( дети- инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи) . Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты( ст. 19) , а также устанавливает: обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка( ст. 6) ; защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию( ст. 16) ; обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием( ст. 24) ; признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития( ст. 24) ; защиту ребенка от сексуального посягательства( ст. 34) ; защиту ребенка от других форм жестокого обращения( ст. 37) ; меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения( ст. 39) . Уголовный кодекс предусматривает ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в т. ч. и в отношении несовершеннолетних( ст. 106 – 136) ; за преступление против семьи и несовершеннолетних( ст. 150 – 157) . Семейный Кодекс РФ гарантирует: право ребенка на уважение его человеческого достоинства( ст. 54) ; право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка( ст. 56) ; меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье( ст. 69) ; немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью( ст. 77) . - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гарантирует общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами( ст. 5) . Закреплены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования( ст. 34) . Организации, осуществляющие образовательную деятельность обязаны создать условия для охраны здоровья обучающихся( ст. 41) . Прописаны права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей( законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, защита прав обучающихся, родителей( законных представителей) несовершеннолетних обучающихся( ст. 44- 45) . Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно- правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения; права на охрану жизни и здоровья; защиту его права на образование; права на игру; права на сохранение своей индивидуальности. Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию. Отсутствие заботы о детях( пренебрежение основными потребностями ребенка) – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин( бедность, психические болезни, неопытность) . Нарушением прав ребенка можно считать: Лишение свободы движения. Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного( ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) . Применение физического насилия к ребенку. Унижение достоинств ребенка – грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм. Угрозы в адрес ребенка. Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний. Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами. Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи. Право ребенка на жизнь и здоровье. Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь»( ст. 6) , а государство, родители( законные представители) должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития»( п. 1, ст. 27) . В республике принят ряд нормативно- правовых документов, направленных на охрану здоровья и благополучия детей: - Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102- З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия»; - Закон Республики Мордовия от 4 февраля 2009 г. № 11- З «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия »; - Закон Республики Мордовия от 12 октября 2009 г. № 66- З «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия»; - Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 г. № 68- З «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в сфере социального обслуживания граждан»; - Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. № 86- З «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия»; - Закон Республики Мордовия от 16 апреля 2015 г. № 18- З «О государственном урегулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия». Согласно пункту 1 статьи 7 данного закона на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года. Постановлениями Правительства Республики Мордовия утверждены республиканские комплексные программы: «Усиление борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений» на 2011 – 2015 годы»; «Молодежь Мордовии» на 2011 – 2015 годы »; «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2012- 2015 годы; «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2014- 2020 годы; «Доступная среда» на 2014 - 2018 годы; «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 - 2020 годы; «Развитие физической культуры и спорта» на 2014 - 2020 годы; «Социальная поддержка граждан» на 2014- 2020 годы; «Юстиция и профилактика правонарушений на 2014 - 2018 годы»; «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2018 года»; «Стратегия действий в интересах детей в Республике Мордовия» на 2012 – 2017 годы. Право ребенка на игру. «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на родителей( законных представителей) , однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», – утверждает Декларация прав ребенка. Право ребенка на сохранение своей индивидуальности. «Государства- участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности»( ст. 8) . У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать ему сохранить и развивать свою индивидуальность. Право ребенка на образование. Статьи 28–29 Конвенции о правах ребенка определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательную организацию, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в соответствии с государственными стандартами. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса. При осуществлении защиты прав и законных интересов детей, родители( законные представители) могут обратиться за помощью в созданные в республике следующие специальные институты: - Уполномоченному по правам ребенка при Главе Республики Мордовия; - Органы опеки и попечительства( администрации муниципальных районов и районов г. о. Саранск) ; - Подразделения по делам несовершеннолетних( межмуниципальные отделы и отделы г. о. Саранск при МВД по Республике Мордовия) ; - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав( Республиканской, муниципальных районов и районов г. о. Саранск) ; - Органы прокуратуры; - Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия; - Детский телефон доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия действующие в республике; - Другие правозащитные органы и общественные организации. В ходе собрания перед родителями могут выступить специалисты по вопросам обсуждаемой проблемы, принимающие участие в собрании. 5. Заключительные этапы По итогам родительского собрания принимается решение: Решение – это обязательный элемент родительского собрания, так как очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы родителями( законными представителями) и школой. Классный руководитель и привлекаемый преподаватель должны за 2- 3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, и других работников образовательной организации. Например. 1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его. 2. Не допускать нарушения прав и законных интересов ребенка, заботиться о нем. 3. Защищать права и законные интересы ребенка в любых организациях и учреждениях независимо от их правовой собственности. В завершении собрания участникам раздаются «Памятки»: Например. 1. Памятка «Десять заповедей для родителей»( 1 или 2 вариант) . 2. Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье. Памятка «Десять заповедей для родителей»( 1 вариант) 1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или таким, как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой. 2. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет. 4. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может и больше, поскольку у малыша нет опыта. 5. Не унижайте! 6. Не забывайте, что самые важные встречи человека – это встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. 7. Старайтесь сделать для ребенка как можно больше. Но не мучайтесь, если не можете сделать для него все. 8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нем творческого огня. 9. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали Вашему. 10. Любите своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с Вами. ( 2 вариант) 1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении. 2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка( и объясните это ему) , а также узнайте, что он думает по этому поводу. 3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг. 4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели. 5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех. 6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее. 7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же. 8. Дайте ребенку ощутить( улыбнитесь, прикоснитесь) , что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность. 9. Воспитание – это последовательность целей. 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье 1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его. 2. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше всего по восемь раз в день. 3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. 4. Верить в лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. 5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. 6. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо. 8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте. 9. За один раз – может быть одно наказание. Наказан – прощен. 10. Ребенок не должен бояться наказания. 11. Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания – сообщайте ему об этом. 12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. 13. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. 14. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. Родители защищайте права и интересы своего ребенка!