28.06.2016г. З" Не трогайте, это мое!" Бужор И.В.
«Не трогайте!!! Это МОЕ!!!»
Как относится к тому, что ребенок жадина? Когда ребенок взаимодействует с предметами, он познает не только их свойства, но и собственные возможности и способности. Таким образом, формируется и представление о себе, образ «Я». Развитие самосознания, ощущение себя как отдельной личности тесно связано с появлением чувства собственности. Ребенок рассматривает свои вещи, как часть самого себя, своего образа. Поэтому всякое посягательство на собственность встречает «с боем». Ребенок определяет понятие «своих» вещей, если он с ними взаимодействует. Основной момент – понимать, что есть определённый возрастной период, когда ребёнку можно и даже нужно побыть «жадиной». У младенцев нет чувства собственничества, чаще всего они безразлично или с интересом наблюдают за тем, как другие дети берут их вещи, скажем, погремушку.
А 1,5-3 года - вот оно, время разгула жадности. Оно практически совпадает с возрастным кризисом «Я сам!», что доставляет мамам и папам немало хлопот. Ребёнок учится отделять себя от матери и остального мира и с удивлением и радостью понимает, что у него есть свой собственный мирок. Своя кроватка, кружка, тарелка, игрушки, свой уголок для игр. Это огромное завоевание для маленького человека, и он будет защищать его изо всех сил. Главное правило данного момента - поддержать. Хоть и звучит это странно, но – да, поддержать ребёнка в жадности, в том, что он имеет право не делиться, если не хочет. Не нужно настраивать специально, мол «это твоё, никому не давай!», но стоит уважать право своего малыша не отдать товарищу свою лопатку, даже если тот сказал «волшебное слово». Ближе к двум годам начинайте объяснять своему «жадине», что есть разные формы сотрудничества. Что можно не дать другу лопатку, но предложить ведёрко. Мотивируйте тем, что дружба – это здорово, что хочется помочь тому, кто плачет. Обучение компромиссам – дело очень трудоёмкое.
Попробуйте показать малышам, как можно честно меняться игрушками. Как договариваться о времени (можно взять лопатку, пока мы катаемся на качелях). Малыши часто слышат от родителей: «Жадничать нехорошо!» - но здесь совершенно неуместно это слово. Ребенок только защищает свою собственность. Ведь если он не научится этого делать, что его ожидает в будущем? Он вырастет безвольным, не сможет отстоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым. В таком случае человек не понимает, с чем можно расстаться легко и без усилий, а что следует «отстаивать». Так формируется взрослый, не умеющий защитить честь семьи, или родного человека. Почему ребенок должен расстаться со своими вещами по требованию окружающих? Если к вам подойдет на улице незнакомый человек и попросит ваш автомобиль - вы ему одолжите на недельку «покататься»? Точно так воспринимает это требование и ребенок. Вам не приходит в голову раздавать свои личные вещи первому встречному – такое же право есть и у ребенка! Конечно, у вас другая система ценностей. Вам непонятно, почему он «мертвой хваткой» вцепился в старый пластиковый совочек или изрядно потрепанного плюшевого мишку. И тем более странно, когда ребенок защищает только что поднятые с земли камушек или палочку – что за проблема, возьми другую, а это отдай мальчику!
В развитии чувства собственности может быть и другая крайность. Когда ребенок на самом деле становится «жадным»? Например, когда его к этому приучают родители. Конечно же, не стоит думать, что они ему внушают прямо: «Никому не давай своих игрушек!» (хотя и такие случаи бывают). Но частенько можно услышать такие предостережения: «доедай скорей – а то собачка съест!» (стоит заметить, что заставлять ребенка есть не нужно никакими способами, это чревато в будущем не только проблемами со здоровьем, но и психологическими трудностями, а серьезные проблемы с аппетитом должны решаться у психолога, а не у диетолога). А знакомы ли вам такие восклицания: «Если будешь разбрасывать игрушки – подарю их чужому мальчику!», «Сломаешь машинку – отдам все твои игрушки в садик»? Родители не задумываются о том, что все слова дети понимают буквально, усваивают, и вскоре из этих «ростков» вырастут «плоды», неприятно удивляющие папу и маму. Еще одна распространенная причина – ребенок отражает поведение родителей.
Не всегда родители видят за собой те недостатки, которые находят продолжение в их детях. Нужно замечать и такие ситуации, когда ребенок провоцирует других детей тем, что не хочет дать им свои вещи, вызывает слезы и даже драки. Родителям необходимо быть чуткими и стараться различать, когда действительно невозможно дать свою вещь даже на короткое время, а когда ребенок намеренно изводит своего приятеля или младшего братишку. Когда стоит обратить особое внимание на отношение ребенка к собственности:
• если ребенок старше четырех лет никогда и ни под каким видом не соглашается давать напрокат свои вещи;
• болезненно реагирует на малейшее изменение порядка вещей и любит, чтобы все всегда стояло на местах;
• наоборот, ребенок старше трех лет никогда не защищает свои вещи, у него нет личных любимых вещичек;
• стремится «подкупить» окружающих раздариванием собственных вещей;
• намеренно отбирает чужие вещи, раззадоривая других детей, вызывая драки и потасовки. После трёх лет можно начинать приучать ребёнка к щедрости.
Для этого родители обращаются к играм, мультфильмам и сказкам на тему жадности, подают собственный пример. Если же в возрасте 6-7 лет ребёнок остаётся патологическим собственником, то это уже повод обратиться к детскому психологу, так как проблема, скорее всего, лежит глубже