Право познать окружающую жизнь. Воспитатель: Вахрушева М.Н.
Документы для скачивания
Право познать окружающую жизнь. Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, я многом определяют умственное( как и нравственное) развитие детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь. Круг предметов и явлений окружающего, с которыми следует познакомить старших дошкольников, довольно велик. Поэтому целесообразно при работе с детьми давать им знания в определенной системе. Ознакомление детей с детским садом, школой, библиотекой, магазином и другими культурно- бытовыми учреждениями может идти примерно одинаково и включать следующие представления: об общем виде, характерном облике учреждения, его наименовании, назначении; о работающих в учреждениях людей, их профессиях, трудов ых действиях, результатах труда. Знакомя детей с любым видом труда, полезно придерживаться определенной системы, формируя знания: о названии профессии( кто варит обед, строит дом) ; о месте работы( где работает повар, строитель) ; о результатах труда; о пользе труда для общества. Усвоив под руководством взрослого знания о двух- трех профессиях, дети начинают использовать эти знания при знакомстве с другими профессиями. Дети 5- 6 лет уже многое видели и знают, имеют представление о разных видах трудовой деятельности людей. Теперь важно всемерно раскрывать социальную значимость, роль труда в жизни людей. Дети этого возраста должны знать и понимать, что большинство окружающих нас предметов создано руками человека, его добросовестным и упорным трудом. Чтобы хорошо выполнял свое дело, люди должны много знать и уметь: учиться шить удобную и прочную, красивую одежду, строить теплые, светлые дома, школы, детские сады, уметь управлять машиной, самолетом, поездом и т. д. Познакомьте ребенка с тем, как делаются некоторые вещи, как строятся здания, выращивают хлеб. Можно раскрыть естественную последовательность производственного процесса. Так, можно показать этапы строительства дом а- закладка фундамента здания, возведение стен, перекрытий, отделочные работы. Или выращивание зерн а- подготовка почвы к посеву, сев, уход за посевами, уборка урожая. Постепенно у детей растет понимание того, что труд носит коллективный характер, что различные виды труда, профессии взаимосвязаны. Так, представления о труде по пошиву одежды расширяют за счет знаний о том, что одежду шьют не только дома или в ателье, но и на специальных швейных фабриках. Здесь работают люди разных профессий( модельеры придумывают разные фасоны одежды, закройщики раскраивают материал, швеи шьют одежду) . Чтобы эти люди могли работать, нужны разные материалы. Люди выращивают лен, хлопок, разводят овец, с которых стригут шерсть. Собранный лен, хлопок, шерсть погружают в машины, поезда, самолеты и привозят на специальные фабрики, там из них делают нитки, ткани. Потом ткани доставляют на швейные фабрики и шьют одежду. А готовые вещи( пальто, платья, брюки) везут в магазин, где их покупают взрослые для себя и детей. К этому можно добавить сведения об использовании разных машин( станков, швейных машин, тракторов, комбайнов, автомобилей и др. ) , которые делают рабочие на разных заводах. Обращая внимание 5- 6- летних детей на это и при знакомстве с некоторыми другими видами труда, необходимо подчеркивать добросовестное отношение взрослых к работе, желание сделать ее лучше. Все эти знания- хорошая основа для воспитания у детей уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к труду людей и всему, что сделано ими.