6. Самоанализ по реализации образовательной деятельности за 2015-2016 учебный год
Документы для скачивания
Самоанализ работы по реализации образовательной деятельности за 2015- 2016 учебный год Федоровой Надежды Викторовны Музыкальный руководитель МБДОУ ДС № 9 «Малахитовая шкатулка» г. Нижневартовск «Музыка для ребёнка- мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции», - эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе. Работа музыкального руководителя многогранна: я учу детей петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах, слушать музыку. Я работаю с детьми дошкольного возраста( 3- 4 г и 6- 7 лет) . На протяжении всего времени ребята систематически и последовательно, от простого к сложному знакомятся с прекрасным миром музыкального искусства. Мною была разработана- Рабочая программа дошкольного образования художественно- эстетического развития раздел «Музыка»; - Рабочая программа для детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания Использовала в работе парциальные программы: И. Каплуновой и И. Новоскольцевой «Ладушки», цель которой- музыкально- творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально- ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально- игровой деятельности( плясок, игр, хороводов) ; И. Каплуновой методическое пособие по развитию чувства ритма «Этот удивительный ритм» О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки, целью которой является – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В процессе музыкально- ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно- творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребёнка. - конспекты занятий: «На встречу к царице Улыбке», «Сказка о снежинке», «В гости к Зиме», «Путешествие в мир музыкальных инструментов», «В гости к сказке» и др. За 2015- 2016 учебный год были проведены следующие мероприятия: - День Знаний; - Осенняя ярмарка; - «Встреча с Осенью»; - «День матери», - «Календарные праздники», - «День космонавтики», - «Выпуск в школу», - «День защитников отечества». - Проведено мероприятие к 71 годовщине со Дня Победы, с приглашением ветерана ВОВ Полковниковой Тамары Сергеевны. На всех мероприятиях родители были непосредственными участниками: участвовали в играх, танцевали, играли роли персонажей. Для обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования проводила работу с родителями в рамках семейного клуба «Мы вместе». Разработала план работы музыкальной студии «Развивай- ка». Были проведены следующие мероприятия: - Музыкально- познавательное развлечение «За легендами народов Севера», - Музыкальное занятие «Погремушка- развеселая игрушка», - Мастер- класс по изготовлению самод ельных музыкальных инструментов. Консультировала родителей по вопросам: - «Какую музыку должны слушать дети», - «Сказки- шумелки » с использованием самодельных инструментов, Круглый стол: «Мой ребенок на музыкальном занятии». Были предложены м узыкальные игры, отгадывание кро с с вордов. Проводила платные образовательные услуги по формированию вокально- хоровых навыков детей 5- 7 лет в вокальном кружке «Голосистое горлышко». Кружок посещали 12 детей. Мною была организована вокальная группа «Карамельки», которая принимала участие: - В городском конкурсе детского и юношеского творчества « Самотлорские роднички 2016» Результат: дипломанты 2 степени. - В городском конкурсе эстрадной детской песни «Детство Югры» Результат: Лауреаты 3 степени. - Диплом победителя 1 место в международном конкурсе «Изумрудный город» в номинации «Эстрадный вокал», - Диплом победителя 1 место во Всероссийском конкурсе «Лира» в номинации «Актерское мастерство» Приоритетной задачей дошкольного учреждения является: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через реализацию образовательной области «Музыка»; Для решения этой задачи провожу: - дыхательную и артикуляционную гимнастику, - обучаю навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций( моделирование своего эмоционального состояния) , - провожу комплекс оздоровительных упражнений для горла, - формирую правильную осанку. Роль музыки значительна в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка даёт возможность: • создания приподнятого радостного настроения; • выражения и разрядки отрицательных эмоций; • повышение и понижения активности у детей; • привлечения внимания и переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой. Тема самообразования «Развития музыкальных способностей детей средствами элементарного музицирования в совместной деятельности с родителями». - пособие по развитию чувства ритма, - конспект ы занятий «Этот удивительный ритм», «Погремушка- развеселая игрушка»- мастер- класс с родителями по изготовлению самоде льных музыкальных инструментов. В ноябре 2015г обучалась на семинаре практикуме «Организация музыкально- художественной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». «Обучение детей игре на русских народных инструментах» Анализ реализации рабочей учебной программы за 2015- 2016 учебный год Ц ель: Формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкальных и творческих способностей детей, позволяющих органично включиться в различные виды продуктивной деятельности. Программа обеспечивает решение следующих приоритетных и взаимосвязанных между собой задач музыкального развития: - Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через реализацию образовательной области «Музыка»; Приобщать детей к разнообразным видам деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах; Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача игровых образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация песен. Приобщение к музыкальному искусству; Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, танцевального и игрового творчества, музыкального вкуса. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; Развивать коммуникативные способности( общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни) . Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого воспитанника с целью своевременной помощи и развития способностей. Группы Всего детей Оптимальный уровень Достаточный уровень Не достаточный уровень Кол- во% Кол- во% Кол- во% Дошкольный возраст( 6- 7) А 26 9 чел 35% 17 65% - - Дошкольный возраст( 6- 7) Б 22 7 чел 32% 15 68% - - Дошкольный возраст( 6- 7) В 23 8 чел 35% 15 65% - - Дошкольный возраст( 5- 6) 26 6 чел 23% 19 73% 1 4% Дошкольный возраст( 3- 4) А 24 6 чел 25% 17 71% 1 4% Дошкольный возраст( 3- 4) В 21 7 чел 33% 13 62% 1 5% Всего: 142 43 30% 96 68% 3 2% Проанализировав работу за 2015- 2016 учебный год и на основании педагогической диагностики навыки воспитанников соответствуют возрастной норме и имеют положительное динамическое развитие. 1 Дети в процессе музыкальной деятельности стали проявлять повышенный интерес к слушанию музыки, расширился их «интонационный словарь». 2 У детей сформировались основы музыкально- эстетического сознания и музыкальной культуры. 3 Использование в работе с детьми комплекса мероприятий по вокально- хоровой работе значительно повысился уровень сформированности певческих навыков и исполнительской культуры. 4 У детей развиваются нравственно- коммуникативные и волевые качества личности( общительность, активность, инициатива, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца) . 5 Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. 6. У детей появился большой интерес к музыкальным инструментам, желание играть на них. К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятий музыки, я применяю такие методы стимулирования музыкальной деятельности, как: эмоциональное воздействие( выражение своего отношения к музыке словом, мимикой, жестами) ; эффект удивления( привлечение к музыке интересным, необычным фактом, сказочным рассказом) ; ситуации успеха( поощрение детей, уверенность в преодолении трудностей) ; проблемно- поисковые ситуации( развитие творческих способностей) . В непосредственно- образовательной деятельности я использую не только музыкально- педагогические методы обучения, но и музыкально- терапевтические: « Вокалотерапия »( потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову, почувствуйте себя победителем) ; « Логоритмика »( «Аист», «Страус», «Бабочка»- тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, развивает силу грудных мышц) ; « Ритмотерапия »( «Ритмическое эхо», «Зеркало», ритмизация собственных имён, ритмизация движений различных животных, коллективная импровизация ритма к звучащему музыкальному произведению) ; «Музыкотерапия»( игра на воображаемых инструментах, создание самых различных образов, дирижирование воображаемым оркестром) ; «Музыкально- рациональная психотерапия»( формулы расслабления и успокоения, радости- я в хорошем настроении) ; Именно воздействие музыки в этих методах работы позволяет регулировать психо- эмоциональное состояние слушателей, повышает их социальную активность, облегчает усвоение новых положительных установок и форм поведения. После проведения педагогической диагно стики на начало учебного года для детей с недостаточным уровнем разработала индивидуальный маршрут развития музыкальных способностей. Использование музыкально- дидактического материала, различных методов работы с детьми во всех видах деятельности, игрового практического материала( «Этот удивительный ритм») показал положительную динамику развития музыкальных способностей детей. Таким образом программа музыкального развития детей выполнена на 98% . В 2015 учебном году одна из воспитанниц поступила в Детскую школу искусств № 3 на «Хоровое отделение» и набрала высокие баллы при прослушивании. В этом 2016 учебном году 3- е детей также поступили в Детскую школу искусств № 3 «Хоровое отделение» и «Музыкальное отделение». В своей профессиональной деятельности наметила следующие перспективы: Постоянно повышать свой профессиональный уровень, изучая новинки педагогической психологической теории и практики, представленные в периодических изданиях, методической литературе. Наиболее эффективно организовать свою профессиональную деятельность и направить её на обеспечение высокой мотивации у детей; Эффективно использовать новые передовые технологии в области образования. Продолжить работу по обогащению предметно- развивающей среды музыкально- дидактическими играми, новыми наглядными пособи ями. Продолжить работу музыкальной студии «Развивай- ка» в рамках семейного клуба; Вовлекать в образовательный процесс застенчивых детей и их родителей; Принимать участие в городских конкурсах. Известный американский психолог Д. Карнеги сказал: «Что бы ни случилось, каждый должен играть на своем маленьком инструменте в оркестре жизни». Я нашла свое место «в оркестре жизни». И главное сейчас –хорошо играть, чтобы не испортить музыку жизни.