Мастер - класс "Развивающие квадраты семьи Никитиных"
Мастер-класс "Развивающие квадраты семьи Никитиных".
Направление: Социально - коммуникативное развитие. Тема: «Развитие интеллекта ребёнка через развивающие игры». Воспитатель: Вингалова С.А Цель: Познакомить с методикой проведения развивающих игр Б.П.Никитина. Задачи:
- стимулируем развитие творческих способностей с самого раннего возраста; - учимся различать цвета, их оттенки, развиваем цветовое зрение; - развиваем умение решать сложные задачи; - создание атмосферы для свободного и радостного настроения. Материал: Игра «Собери квадрат», «Дроби». Предисловие:
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр.
«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» Б.П. Никитин
К примеру, что чаще всего покупают для дочерей? Всевозможных кукол, посуду, игрушечную мебель, рукодельные принадлежности, кукольные швейные и стиральные машины — уменьшенные модели того семейного быта, с которым женщине придется иметь дело в будущем. У мальчиков возможностей больше: управляемые и инерционные машины, пистолеты, ружья, авиатехника, но помимо этого и сборные модели, всевозможные конструкторы, способствующие умственному развитию. Конечно же, все игры должны соответствовать возрасту и со временем усложняться. Для этого Никитин и разработал ряд игр, которые могут быть интересны как 2—3-летнему малышу, так и 16-летнему подростку, а некоторые могут оказаться трудными даже для взрослых. Получается, что в эти игры можно играть всю жизнь начиная с пеленок. Они хороши широким диапазоном трудности (от простого к сложному), разными способами подачи информации, что позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно.
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем малыш может заниматься самостоятельно.
Игра: «Сложи квадрат» Принцип игры: напоминает сложение «пазл» - из отдельных разрозненных частей, необходимо сложить нечто целое. Этим целым является квадрат. Все квадраты разрезаем на составные части и перемешиваем, затем выкладываем на стол. Ребёнку предстоит решить несколько задач: - Рассортировать по цвету все кусочки картона и разложить на 23 кучки, назвать цвета и их оттенки (один квадрат остается целым); - Нужно правильно сложить квадраты (решить 23 задачи постепенной сложности); - Когда ребёнок научится складывать все квадраты, то можно устроить соревнования на время между детьми.
«Дроби». Дети постоянно сталкиваются с понятиями целое/часть в повседневной жизни, с самого рождения. Мы режем пироги, делим пиццу и яблоки, смотрим на часы, наливаем в мерную чашку определенное количество жидкости. Чем не повод рассказать малышу, что такое дроби?! Познакомить ребенка с дробями можно также с помощью специальных пособий. Для разминки можно взять апельсин и поделить его, сопровождая процесс известным стишком:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька — для ежа!
Эта долька — для чижа!
Эта долька — для утят!
Эта долька — для котят!
Эта долька — для бобра!
А для волка — кожура!
Он сердит на нас — беда!
Разбегайтесь кто куда!
Игра «Дроби Никитина» Состоит из двенадцати разноцветных кругов. Один круг — целый, остальные поделены на части: на две, на три, на четыре, на пять, на шесть и так до двенадцати. «Пользуясь в игре целым кругом и его частями, — писал Никитин, — малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях, хотя школа отодвигает почему- то их усвоение на 5—6 лет — к 3—4 классу».
➣ высыпать дроби на стол или на пол;
➣ перевернуть их окрашенной стороной вверх;
➣ разложить дроби кучками так, чтобы собрать вместе одинаково окрашенные;
➣ сложить из каждой кучки кружок одного цвета;
➣ уложить кружки в рамки.
Как называются части кружков? Для маленьких эта задача может растянуться на дни, недели и даже месяцы, считал Никитин. Не надо форсировать события, можно только обрадоваться, если какие- то ребенок назовет сразу: «зеленая четвертушка», «желтая половинка» и т. д. Дети, умеющие считать до 100, эту задачу решают довольно легко. Названия частям надо давать не только бытовые, но и математические: одна вторая, одна треть, одна четвертая, одна пятая.
Уложи в ряд по одной части всех цветов:
➣ по порядку: первой положи самую большую часть, затем поменьше, меньше — и так до самой маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих;
➣ уложи рядом такие же части, но стопкой. Внизу положи самую большую, а вверху — самую маленькую.
Какая часть больше? Одна пятая или одна четвертая? Как это проверить? Да просто наложить меньшую на большую, и все будет «понятно», как любит говорить Николай Зайцев.
Задачи подобного рода можно давать до тех пор, пока не станет ясно, что малыш понял принцип определения: «чем на большее число частей делится круг, тем меньше части». Кстати, а как записать, что 1/4 больше 1/5 математически? Тут-то и всплывут знаки «больше» и «меньше».
Примерные вопросы для игры: 1.Сколько четвертых частей помещается на одной половине? 2.Сколько шестых, восьмых, десятых, двенадцатых частей? 3.Во сколько раз одна вторая больше одной четвертой, одной шестой? 4.Какие части и сколько поместится точно на одной трети? 5. Во сколько раз одна шестая меньше одной третьей? 6.Можно ли из частей разного цвета сложить круг ? какие части надо для этого взять?
Для начала достанем целый круг, покажем, что это целое. Спросим, на что похоже: на яблоко, на луну, на колесо? Затем возьмем второй круг, покажем, что он разламывается на две половинки. Попросим дать половинку второго круга, приложим ее к целому кругу и т. д.
Круги можно обводить фломастером, затем дорисовывать цветные рожицы. Из половинки, если ее обвести, можно сделать зонтик или гриб. С помощью частей круга можно рассказывать о таких понятиях: как одинаковый круг, разный, такой же, не такой же. Задавать неожиданные вопросы: что больше — одна вторая или одна третья? А потом показывать, давать детям возможность подбирать части самостоятельно.
Вывод: Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей и родителей. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка.