РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Документы для скачивания
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Что и как читать детям третьего года жизни? » Важным этапом формирования яркой, интересной, разносторонней личности является грамотное приобщение малыша к книге, воспитание желания слушать текст, говорить о прочитанном, учить стихи наизусть, воспитание бережного обращения с книгой. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя. У детей постепенно вырабатывается потребность слушать текст, интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного. Круг чтения должен быть разнообразным. Детская литература и тематически и жанрово многообразна и интересна. В круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей: сказки А. С. Пушкина, А. Погорельского, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского. Не менее можно чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно. Современная литература отвечает на вопросы ребенка, которые встают перед ним здесь и сейчас, помогает определиться в том мире, в котором он живет, удовлетворяет его познавательные потребности и эстетические чувства. С детьми начиная с двух- трех, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать. Непринужденная беседа нужна для того, чтобы понять, правильно ли ребенок воспринял текст, а также для того, чтобы помочь ему глубже проникнуть в содержание произведения, заметить его художественные достоинства. Чтобы беседа достигла цели, необходимо правильно формировать вопросы, направленные на анализ текста. Например, прочитав с ребенком сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», надо спросить не «кем стал Иванушка? », а «почему Иванушка стал козленочком? ». Вопрос аналогичного характера поможет ребенку понять, что превращение Иванушки в козленочка есть результат не послушания, принесший впоследствии много бед и ему и сестрице. Перед взрослым, читающим малышу, стоит задача огромной важности: показать детскую литературу яркой, интересной, разнообразной, захватывающей, полезной для ребенка, пристрастить его к чтению, воспитать устойчивый интерес к книге. Для этого необходимо помнить о доступности текста, о постепенном увеличении объема читаемого, степени сложности, с одной стороны, а с другой – о художественной значимости текста. Начиная с третьего года, содержание жизни малыша определяется не только взрослыми, но самим ребенком. У ребенка появляются любимые книги. Его привязанность к книге зависит не только от содержания, но и от оформления обложки, красочности иллюстраций. У детей формируется сознательное отношение к литературе, поэтому нельзя вводить в круг чтения только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребенка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникает представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах. В круг чтения детей дошкольного возраста чаще других жанров входит народная сказка. Исследователи предполагают, что народная сказка была создана в очень давние времена. Детство как особый период человеческой жизни тогда не осознавался взрослыми и не выделялся. Сказки складывались для всех – больших и маленьких слушателей, но были среди них те, которые легко воспринимались детьми, потому что микросюжеты в них повторялись, как бы напоминая о том, что уже было. Это такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой». » Волк и семеро козлят» Они входят в круг чтения ребенка второго- третьего года жизни и являются не просто сказками, а нашим национальным достоянием, т. к. с них начинается формирования человека. Простые на первый взгляд, они говорят с ребенком об искусстве жить в коллективе( «Теремок», «Зимовье зверей») , об умении прийти на помощь( «Лиса и заяц») , и еще о многом другом, что с детства должно быть известно ребенку. Сказка очень нужна малышу. Она развлекает и в то же время учит его, преподносит урок. Не бойся сказок, бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребенку сказку расскажи – На свете правды больше станет В. Берестов. Но всякую ли сказку можно рассказывать малышу? Еще в XIX веке А. Н. Афанасьев, занимаясь собранием и изучением сказок, разделил их на несколько видов: сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные, докучные. Каждый вид сказок имеет свою тему, героев, свои художественные особенности. Они играют решающую роль в выборе сказок для малыша. Сказки о животных – самые ранние в истории появления и бытования этого жанра. Они возникли тогда. Когда человек, не понимая природы животного, представлял его себе подобным. Звери в сказах одушевлены. Они говорят, действуют, поступают так же, как и люди. Сказки о животных особо привлекают малыша, т. к. соответствуют специфике его представлений о мире: все, видимое вокруг, он наделяет особенностью говорить и действовать. Кроме того, в художественной ткани сказок о животных часто встречаются диалоги, ритмизованные отрывки текста и даже песенки. Это тоже способствует восприятию сказки дошкольниками. Звери в сказке наделены какою- то постоянной чертой, постоянным свойством их образа: лиса хитра, волк глуп, заяц простодушен. Волшебные сказки – самые любимые детьми. Это буйство красок, фантазии, изобретательность сюжетов. Это сказки. Где происходят чудесные действия, где чудесные помощники и предметы придут на помощь герою и спасут его при любых обстоятельствах, где торжество добра и наказание зла способствует оптимистическому восприятию не только сказочной, но и реальной действительности. Но при всей прелести и значимости волшебные сказки требуют пристального внимания к ним. Отбирая их для детского чтения, взрослые должны прочесть и подумать над тем, как сказка может повлиять на ребенка, какие чувства вызвать. Докучная сказка – это сказка с бесконечно повторяющимся сюжетом, игрою слов и рифм – выполняет двоякую роль. Она может возбудить эмоции малыша, настроить его на слушание сказки, вызвать интерес к жанру( « Сказка про белого бычка») . Авторская сказка имеет более чем двух вековую историю развития и в настоящее время является одним из ведущих жанров мировой литературы. Это своеобразный феномен, где соединились фольклорный и литературные традиции. Где привычный, известный по ранее созданным произведениям мир перекликается с авторским, оригинальным. Авторские сказки могут быть поэтическими( произведения А. С. Пушкина, П. П. Ершова. К. Чуковского) , прозаическими( сказки А. Погорельского, П. Бажова) , драматическими( «Зайка- зазнайка» С. Михалкова) . Так же как и народная, авторская сказка фантастична в сюжете, в способах развития действия, но реалистична по сути: в ее сказочном мире решаются земные проблемы. Авторская сказка интересна тем, что в ней нет прямых поучений. Додуматься до истины читатель должен сам. Авторская сказка нравится ребенку любого возраста, но малышу третьего года жизни следует читать не большие по объему и оптимистические по содержанию сказки. Малыша следует приучать к большой литературе, а не разного рода вольным сокращениям, плохо выполненным комиксам. Хорошо иллюстрированная книга надолго запоминается маленькому читателю, ему хочется возвращаться к ней, и перелистывать, вновь испытывать те эмоции, которые возникли при первом чтении.