a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Особенности развития воли в дошкольном возрасте

Автор: Никифорова Лия Александровна Опубликовано: 2016-07-04 22:57:49

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца. Он тянется к заинтересованной его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне.

В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (около двух лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с по­мощью взрослого.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются по содержа­нию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными инте­ресами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом - их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуа­ции общения со взрослым. В результате отдельные действия ребенка приобре­тают сложный, как бы отраженный смысл.

Примерно с трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движе­ний. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью дея­тельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ре­бенку на основе сенсомоторного образа.

В три - четыре года познавательные задачи дети часто подменяют игровы­ми. Мотивы поощрения и взыскания наиболее действенны. Нравственные мо­тивы либо отсутствуют, либо незначительно влияют на исход борьбы мотивов.

Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных ком­понентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. В четыре года ребенок вы­деляет объект деятельности и цель его преобразования. В четыре - пять лет нравственные мотивы свойственны значительной части детей. Управление сво­им поведением осуществляется под контролем зрения.

В пять - шесть лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. К пяти годам понимают взаимообусловленность разных компо­нентов деятельности.

К шести годам опыт построения деятельности начинает становиться обоб­щенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. К шести - семи годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей. В шесть - семь лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приоб­ретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К шести - семи года складывается произвольность в сфере общения со взрослым. 

К семи годам нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе.

У детей трех - семи лет ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на про­тяжении всего дошкольного возраста.

В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более “взрос­лым” видам деятельности (чтению и счету) и стремление их выполнять.

В возрасте трех - семи лет интенсивно развиваются познавательные моти­вы.

  У детей четырех - семи лет наблюдается настойчивость и при решении ум­ственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников по­знавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стрем­ление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осоз­нать свою личную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте четырех - семи лет) в соревновательности, соперничестве. Дошколь­ники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результа­тов в деятельности.

В пять - семь лет самоконтроль начинает выступать как особая деятель­ность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоот­ношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Часто ребенок от­казывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характе­ра.

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В дошкольном возрасте самокон­троль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа дейст­вия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Ситуация взаимоконтроля дает стимул для освое­ния самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятель­ность с правилом.

 Особенности развития воли в дошкольном возрасте:

-    у детей формируется целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;

-    развивается способность к волевому усилию;

-    складывается произвольность в сфере движений, действий, познаватель­ных процессов и общения со взрослыми.

 

 

Оставить комментарий: