a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад из опыта работы "Развитие связной речи старших дошкольников", воспитатель Смирнова О.Л.

Опубликовано: 2016-07-05 16:07:23

Документы для скачивания

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 г. Шебекино Белгородской области» Доклад к педсовету Развитие связной речи старших дошкольников Подготовила: Смирнова О. Л. , воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 г. Шебекино Белгородской области» 2016 год Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Большое значение мы уделяем развитию связной речи детей, наблюдая за различными явлениями окружающей жизни( природа, быт, труд взрослых и т. п. ) . Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной – все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться. Возможность повторных наблюдений создают условия для правильного закрепления воспринятого в речи, дают материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая природу, ребенок учиться находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии со временем, обстоятельствами, т. е. объяснять сущность явления. Он начинает использовать предложения, включающие сочинение  и подчинение. Методы и приемы, подбираемые нами для развития связной речи, обеспечивают сознательное, глубокое и прочное усвоение родного языка. Поэтому стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, так же на занятиях. Умение связно, последовательно точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения. Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм( родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными, разные способы словообразования) . И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложение, нарушению связи между предложениями в связном высказывании. И поэтому, развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Так в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.   На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины( О чем она? Про кого? Как ее можно назвать? ) . От того насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины, зависит степень связности рассказа. Чтобы дети лучше поняли картину мы проводим предварительную беседу или пояснения во время предварительного рассказывания. Часто занятия по сюжетной картине проводим комплексными: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события. П ри формировании у детей умений составлять описательные рассказы по картине мы подбираем разные приемы обучения: объясняем характер предстоящего высказывания, даем его образец, предлагаем его план, а на первых порах прибегаем к составлению коллективного рассказа. Составлению интересных описательных рассказов помогает план. Вопросы, составленные и продуманные нами заранее, требуют от детей ответов- размышлений, доказательств, заставляют сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы или предложения. Вопросы, которые мы задаем по ходу рассматривания, мы группируем так, чтобы, отвечая на них, ребенок мог составить законченный рассказ по одному из фрагментов картины. Чтобы не нарушалась целостность восприятия картины, мы предусматриваем фразы- связки, нацеливающие детей на рассматривание очередного фрагмента и объединяющую одну часть рассказа  с последующей картиной. За нятия по описанию картин чередуем с занятиями, посвященными рассказыванию по картинкам, открыткам, фотографиям, которые проводим в игровой форме. Очень любимы детьми творческие( по воображению) рассказы по картине. При ознакомлении с картиной задаем несколько вопросов, стимулирующие воображение детей, заставляющих думать или о событиях, которые предшествовали тем, что они видят, или о тех, что произошли после. Разъясняем детям задание, предлагаем по- своему рассказать о том, чего нет на картине, но о чем можно догадаться. И если дети готовы к выполнению задания, можно не давать образец рассказа, а дать развернутый план с последующим разбором, что хорошо активизирует детскую инициативу. Умение придумывать рассказ закрепляем на занятиях с раздаточным материалом. Для этого используем детские сюжетные рисунки, фотографии, открытки, мелкие картинки. Итак, умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная дидактическая игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых св язях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…? » или «Что бы я сделал. . . », «Кем бы хотел быть и почему? », «Кого бы выбрал в друзья? » и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно- доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д. , которые дети высказывают, исходя из своего опыта. Можно с уверенностью говорить о том, что эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря. Применяем следующие виды игр с мячом: 1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания. 2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов( «Скажи наоборот») . 3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению( «Скажи об этом же, но по- другому», например, путь- дорога, маленький- небольшой, крошечный, малюсенький и т. п. ) 4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой- либо группы( на классификацию) . 5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т. д. Применение словесно- игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Оставить комментарий: