Забота о здоровье - это важный труд воспитателя
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
Василий Александрович Сухомлинский.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Оздоровление и сохранение здоровья возможно только при тесном взаимодействии педагогики, психологии, возрастной физиологии, педиатрии.
Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. В этой работе в единой взаимосвязи участвуют все стороны образовательного процесса: дети, сотрудники детского сада, родители.
Основной целью нашей работы по сохранению здоровья у дошкольников является:
- создание в ДОУ специальной здоровьесбережающей среды.
Задачи:- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы;
- повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;
- обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов.
Ожидаемый результат:
- снижение уровня заболеваемости;
- овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
- закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния.
Информация к размышлению. По статистике, 21 век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Негативные факторы, влияющие на здоровье детей:
- стрессовая педагогическая тактика (в группах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость выше в 3 раза, а число неврологических расстройств - в 1,5 раза, чем в группах со спокойным педагогом);
- интенсификация учебного процесса (увеличение напряженности и производительности);
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительная работа);
- низкая информированность педагогов и родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
(эти параметры актуальны и для учеников школ и для посещающих детские сады)
Ученые располагают многочисленными доказательствами того, что степень утомляемости, уровень невротического состояния, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья детей от 1,5 до 7 лет зависят не только от объема учебной нагрузки, но и от методов, режимов и педагогических технологий, применяемых в воспитательно-образовательном процессе.
Основные принципы работы:
- научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьсберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива в поисках эффективных методов);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- систематичности;
- направленности.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям:
- оздоровительное;
- валеологическое;
- физическое развитие;
- психоэмоциональное благополучие;
- комплексная диагностика.
Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает доказанное мнение об интенсивной двигательной активности, свойственной детям дошкольного возраста.
В каждом маленьком ребёнке, И в мальчишке, и в девчонке, Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило, Должен он бежать и прыгать, Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся Неизвестно отчего.
Модель двигательного режима в ДОУ:
- Физкультурно-оздоровительные занятия.
- Утренняя гимнастика (ежедневно)
- Двигательная разминка (ежедневно, между занятиями)
- Физкультминутка (ежедневно, по мере необходимости)
- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно)
- Индивидуальная работа по развитию движений (ежедневно)
- Прогулки-походы в лес (пешие, лыжные, 1раз в месяц)
- Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, самомассаж.
- Самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе)
- Неделя здоровья (каникулы, 2 раза в год)
- Физкультурный досуг (1 раз в месяц)
- Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе (2 раза в год)
- Игры - соревнования между группами (1 раз в год)
- Совместная работа ДОУ и семьи
А также:
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
- воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без маек);
- полоскание полости рта и горла кипячёной водой комнатной температуры;
- обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой;
- босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей гимнастики;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика.
В нашем ДОУ осуществляется:
v постоянный контроль осанки;
v контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;
v подбор мебели в соответствии с ростом детей;
v профилактический прием оксолиновой мази для носа;
v потребление фитонцидов (чеснока и лука);
v употребление соков и фруктов (второй завтрак).
На сегодняшний день для решения проблемы здоровья детей в детском саду сложилась определённая система работы, включающая основные компоненты здорового образа жизни:
v Рациональный режим.
v Правильное питание.
v Рациональная двигательная активность.
v Закаливание организма.
v Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
В современном мире наши дети постоянно сталкиваются с разнообразными опасными ситуациями. Для сохранения здоровья дошкольников, важным становится воспитательная работа с ними по формированию активной жизненной позиции относительно собственного здоровья.
Решить эту задачу можно с помощью игры в сказку, когда цель игры определяется как анализ ситуаций, опасных для жизни персонажей и поиск путей решения для предотвращения опасности для жизни.
- Например, для беседы и игры с детьми 3-х лет можно использовать сказку «Гуси-лебеди». Выбирается фрагмент сказки, в котором гуси летят над лесом и несут Иванушку. Можно задать вопросы об опасностях, которые могут повстречаться им на пути, а затем предложить игру «Гуси-лебеди» с использованием речевки.
- С детьми 4-5 лет можно поиграть в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Можно вспомнить фрагмент сказки, где Иванушка превращается в козленочка. Взрослый предлагает поиграть парой: Аленушка уговаривает Иванушку не пить из копытца и поясняет, почему это вредно для здоровья. Диалог может строиться в паре «взрослый-ребенок» со сменой ролей.
- Следующая игра может быть подвижного характера: «Собери листочки» - детям предлагается в игровой форме, соревнуясь, собрать листочки, рассыпанные на полу, но под листочками оказываются привлекательные для детей предметы или конфеты. Если ребенок поднял с пола предмет и взял его себе, целесообразно провести беседу об опасностях, когда дети подбирают на улице грязные и опасные для здоровья предметы, конфеты и др.
Произведениями для игры и анализа могут стать как русские народные сказки, так и сказки для детей писателей-сказочников. «Колобок», «Волк и козлята», «Три поросенка», «Зимовье зверей», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Белая уточка» и др. - практически в каждой сказке есть сложная и опасная ситуация, которую можно или решить безопасно, или предотвратить.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Литература:
- «Здоровый малыш» Программа оздоровления детей в ДОУ. (Под ред. З.И. Берестяневой) –М.:ТЦ Сфера, 2004.
- «Оздоровление детей в условиях детского сада» (Под ред. Л.В. Кочетковой) – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Маханева М.Д. «Здоровый ребенок. Рекомендации по работе с детьми в детском саду и начальной школе»: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.
- «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» Учебное пособие (Под ред. В.И. Орла и С.Н Агаджановой) – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
- Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду) Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
Содержание
- Актуальность вопроса.
- Цели и задачи по сохранению здоровья у дошкольников в ДОУ.
- Негативные факторы, влияющие на здоровье детей.
- Модель двигательного режима в ДОУ.
- Формирование активной жизненной позиции относительно собственного здоровья детей с помощью игр и сказок.
- Вывод.