Словотворчество в жизни дошкольника.
Многие взрослые любят общаться с детьми. Вернее им нравится слушать, что дети говорят, как рассуждают, комментируют увиденное или услышанное. «Интересно, смешно, забавно», – так объясняют они свой интерес к детской речи.
Что же такое словотворчество?
Словотворчество – это одна из важнейших особенностей развития речи детей. Ребенок 3-5 лет начинает обобщать и анализировать свою и чужую речь. У малыша появляется интерес к звукам родного языка. Он пробует экспериментировать и играть со словом как предметом. Изменяя состав слова, ставя слово в один ряд с другими словами, ребенок прислушивается к полученной комбинации звуков и слов. Он получает истинное наслаждение, если произнесенные им слова и фразы звучат красиво, если родители одобрительно улыбаются ему в ответ, хвалят его. Тогда ребенок при первом же удобном случае еще раз продемонстрирует свою «находку» – слово, которое он недавно изобрел. Но если ребенок в ответ услышит, как родители громко смеются над его словами, пересказывают знакомым то, что придумал малыш, он интуитивно начинает понимать, что сказал что-то неправильное, смешное. Затаенная обида на родителей, неуверенность в своих силах травмируют неокрепшую психику ребенка и могут остаться у него на всю дальнейшую жизнью.
Как следует относиться к проявлению словотворчества у ребенка?
Детское словотворчество нужно поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Следует стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов. Словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. И наоборот, небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей является причиной конца любого творчества.
Как долго длится этот необычный этап речевого развития и почему он проходит?
К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности. Однако словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж. Грамотное отношение взрослых к детскому словотворчеству способствует развитию у детей не только речевых, но интеллектуальных способностей. И как знать, может быть, из сегодняшнего маленького фантазера вырастет замечательный писатель или поэт, а может, просто талантливый нестандартно мыслящий человек.
Какие игры помогут развивать у ребенка способности к словотворчеству?
Играть с ребенком в любые сюжетные и словесные игры, в которых главное – не «быстро», а «интересно», «по-своему». Это могут быть игры – «сочинялки», «объяснялки», «продолжалки» и т.д. Что бы вам, уважаемые родители, были понятны такие игры, скачайте игры в приложении. Там вы найдете много интересного не только для своего ребенка, но и для вас самих.
Желаю успехов вам и вашим детям!!!
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВОТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ
Игра для мальчиков
Придумай как можно больше слов про ежика. Ежик какой?
Раскрась ежика цветными карандашами и придумай предложение про ежика и гриб.
Игра для девочек
Придумай как можно больше слов про белку. Белка какая?
Раскрась белку цветными карандашами и придумай предложение про белку и орех.
Игра для детей, умеющих читать
Из букв длинного слова составь как можно больше коротких слов. Слова должны означать названия предметов в единственном числе.
Ребенок должен знать значение каждого составленного слова, уметь объяснить. Играть можно вдвоем, втроем, в виде соревнования, кто больше составит слов.
Например, КРОТ - кот (домашнее животное), рот (часть лица), ток (электрический).
КОРАБЛИК
У вас могут получиться слова: кора, блик, кобра, краб, кол, кок, кролик, крик, окрик, облик, раб, ролик, бок, бор, лак, лик, и др.
Игры «Выдумщики»
Придумай продолжение фразы: Вышли мыши как-то раз посмотре
Составь предложение по картинке.
Составь из слов предложение.
Мама, Рома, кроссовки, магазин, купила, новые, в.
Бабушка, пирожки, печь, испекла, в.
Буратино, Карабас Барабас, убежал, от.
Автомобиль, светофор, остановился, перед.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий